Россия, Санкт-Петербург. Церемония передачи новых машин скорой помощи муниципальным районам Ленинградской области. На снимке: новые машины скорой помощи.
12:5421 ноября 201412:54
1054просмотров
12:5421 ноября 2014
Дефицит бюджета ОМС грозит сокращениями врачей и мест в стационарах с 2015 года. В Москве уже кипят страсти, в Петербурге сохраняют спокойствие, пока не замечая изменений. Хотя они реально уже вовсю идут: только до конца года в больницах станет на 1000 коек меньше. Следом — неизбежна "оптимизация" штата. Эксперты, отмечая давно назревшую необходимость, предрекают социальный взрыв.
Нехватка средств на государственную медицину и переход на новую систему ее финансирования спровоцируют сокращение коек и персонала. Пока подобные новости выводят тысячи врачей на площади в Москве, в Петербурге телодвижений в эту сторону не замечают ни представители государственных стационаров, ни частных клиник. С начала следующего года подобные потрясения запросто могут случиться и в Петербурге, когда в полную меру заработает соответствующий закон. "Давно пора сокращать", — все как один говорят эксперты рынка. Но тут же добавляют, что это грозит социальным взрывом.
Страшно представить реакцию населения, да и самих врачей-бюджетников , если массовые сокращения действительно начнутся. Достаточно вспомнить прошлогодние волнения по поводу перепрофилирования 31 больницы под нужды переезжающих в Петербург сотрудников высших судов (вспомнить эту историю можно тут, тут и тут). Митинг в защиту больницы с отделением детской онкологии и гематологии собрал на Марсовом поле почти тысячу человек. В итоге больницу отстояли.
Однако цифры предполагаемых расходов на здравоохранение продолжают сокращаться. Если в 2014 году на здравоохранение в Петербурге запланировано потратить 68,6 млрд рублей, то проект бюджета на следующий год, принятый накануне во втором чтении, предусматривает расходы соответствующего комитета в размере уже 56,5 млрд.
Доходы бюджета территориального Фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год предусмотрены в размере 51,8 млрд, в таком же размере — расходы. На 2015 год расходов запланировано уже 61,3 млрд рублей, и по документам, доходов должно быть столько же. Но по сути, отмечают эксперты, по всей стране этот канал финансирования бесплатной медицины работает плохо, так как сборы фонда значительно меньше его расходов.
Читайте также:
Медицина
В Петербурге воссоздадут НИИ военной медицины
К примеру, в целом по России у бюджета ФОМС на 2014 год уже назрел дефицит в 14,3 млрд рублей, говорится на сайте минфина. Собрать по всей стране удалось 931,7 млрд рублей из запланированных 1,2 трлн, при этом потратили 946 млрд.
"Из двух сосок делают одну, но молока-то в них нет"
С начала 2015 года Россия переходит на так называемое одноканальное финансирование медицины. Проще говоря, вливания из бюджета прекращаются, все ложится на плечи Фонда обязательного медицинского страхования несмотря на всю его неэффективность и нехватку денег. Когда создавалась эта система, предполагалось, что ФОМС, формирующийся из взносов работодателей, будет лишь дополнительным источником финансирования, на деле же вышло наоборот, рассказывает основатель и директор "Петербургского Медицинского Форума" Сергей Ануфриев.
Расходы на здравоохранение уже в целом упали на 20-30%, говорит эксперт, а на будущий год их сейчас активно переверстывают из-за нестабильной экономической ситуации. Слова эксперта в целом подтверждают те же данные минфина: если в 2013 году на социалку в целом потратили 3,8 трлн рублей, то на 2014 год запланировано уже всего 2,4 трлн рублей.
"ОМС — это по сути квази-страхование, просто вывеска. Нормальная система страховки подразумевает, что собрали, скажем, 150 рублей, а потратили 100, у нас же — наоборот. Сейчас бюджетные средства планируется вливать в территориальные фонды, а из них уже направлять в больницы, делают из двух сосок одну, но молока-то в них все равно нет, что толку", — говорит Сергей Ануфриев. Иначе говоря, переход на новую систему — просто удобный повод оправдывать банальный дефицит средств.
Неэффективность ФОМС, которую лишний раз вскроет ситуация на валютном рынке, отмечает и главный врач "КОРИС ассистанс" Лев Авербах. "Почти 60% оборудования и лекарств — это импорт. Цены взлетели на 30% при том, что на Западе они не менялись. Мы, коммерческие клиники, это уже ощутили. Что с этим будет делать государство, непонятно", — говорит специалист. В Петербурге, по его словам, на удивление пока даже разговоров на тему каких бы то ни было сокращений не ведется. В то же время ноябрь стал для компании Льва Авербаха рекордным месяцем по количеству новых работников, ранее работавших на государство, — из городских больниц и поликлиник пришло сразу 14 человек.
Оптимизацию, которая неизбежна с 1 января, могут устроить и в один день, ситуация с той же 31-й больницей тому подтверждение, говорит Авербах. При этом она, безусловно, необходима. За счет современных технологий на людей можно возложить и больше, подняв им при этом зарплату. "Сделав ту же МРТ, можно добиться большего, нежели рентгеном, УЗИ и анализами, — объясняет Лев Авербах. — Я часто оппонирую государству, но с такой реформой скорее соглашусь. Другое дело, что нужно менять инфраструктуру, по-другому должны работать поликлиники".
Лишние койки
Количество койко-мест в стационарах можно запросто сократить на 15-20%, считает директор медицинского центра "Бехтерев" Виталий Морозов. По его прогнозам, процесс реорганизации может начаться с начала следующего года. Сегодня он также не замечает каких-то движений городских властей в эту сторону, подчеркивая, что от реорганизации структуры государственной медицины все равно никуда не деться. "Во многих больницах все делается нецелесообразно, много лишних ставок и мест. Многие пациенты, которые сейчас лечатся в стационарах, могли бы делать это амбулаторно", — озвучивает распространенное среди представителей рынка мнение Виталий Морозов.
С ним солидарен основатель группы компаний "МЕДИ" Тамаз Мчедлидзе, который отмечает, что современные технологии позволяют сократить и период реабилитации после операций, а значит, и количество необходимых мест в больницах. Однако для этого еще должен быть создан институт семейных врачей, которые будут постоянно вести пациента. Тамаз Мчедлидзе считает, что российская система здравоохранения с точки зрения экономики просто абсурдна. С одной стороны, она потребляет западные технологии, на которые за границей предусмотрены совсем другие расходы, с другой — работа идет по советским принципам. Как минимум странно, когда цены на платные услуги в государственных учреждениях формируют, не глядя на расходы по обслуживанию. Это, по его словам, последний оплот социализма в России.
"Понимание бардака в системе у государственных мужей есть, попытки что-то изменить предпринимаются, но есть у них и страх нестабильности, возникновения спекуляций по этому поводу и по Москве вы можете это сейчас наблюдать, — говорит Тамаз Мчедлидзе. — Не берусь судить, насколько там все правильно рассчитано, но сколько криков это вызвало… Тектонические сдвиги произошли в сферах, где люди сидят на теплых местах. Это задевает интересы массы разных людей и сфер".
По его прогнозам, какого-то серьезного движения в этом направлении в ближайшее время ждать не приходится. Будет очень много спекуляций, как со стороны врачей, так и населения. Того, кто вплотную займется реформой, Тамаз Мчедлидзе называет камикадзе, поскольку это чревато социальными взрывами. С точки зрения экономики, рассуждает он, идеальным для подобных перемен был бы тучный период 2006-2007 годов.
Обрезание — лучшее лечение
В Москве пошли по пути "обрезания", а не по пути реальной оптимизации системы, решили сбросить все, что кажется неэффективным, говорит Сергей Ануфриев. Чем лучше лечат в поликлиниках, тем меньше людей кладут в стационар. При том, что на последние уходит до 80% соответствующих бюджетов. На Западе 80% больных лечатся амбулаторно, хорошо бы, по словам эксперта, довести этот показатель в России хотя бы до 70%.
По данным "Петербургского медицинского форума" 30% пациентов стационаров лежат в них необоснованно. Это и те, кто не может получить квалифицированной диагностики в поликлинике, и пенсионеры, которым не на что жить. В том числе и в этом заключается социальная функция государственных больниц, подтверждает данные главврач одного из городских учреждений, пожелавший остаться анонимным. Кроме того, на плечи стационаров после ликвидации системы вытрезвителей упали их постоянные клиенты. Все это теперь будет оплачивать дефицитный ОМС.
Оптимизация, по словам главврача, действительно необходима. Резервы для этого есть, говорит он, подтверждая в целом неэффективность поликлиник. В них не хватает людей, своевременно попасть на прием, даже несмотря на электронную очередь, просто невозможно. Во вверенном собеседнику dp.ru учреждении уже делают, как он говорит, "аккуратные шаги" в эту сторону: "Изменение штатного расписания, повышение заработной платы персонала". Говорить слова "сокращение" и "увольнение" медицинский администратор отказался.
"В нашем городе предпосылок для каких-то резких сокращений я не вижу, да и у нас таких настроений нет, — говорит главный врач больницы №40, специализирующейся на реабилитационном и восстановительном лечении, Сергей Щербак. — К нам очередь на четыре года вперед. Клиника востребованная, думаю, этот профиль даже будет расширяться за счет других направлений".
Еще три представителя государственных больниц Петербурга, с которыми связался dp.ru, от комментариев предпочли отказаться.
Москвичи истерят
В пресс-службе городского комитета по здравоохранению dp.ru объяснили, что пока "никаких мероприятий по сокращению не запланировано", подробный ответ на запрос обещали прислать позже.
"Несколько месяцев назад на одну из отраслевых конференций московские коллеги приехали в состоянии истерики, — говорит источник dp.ru в правительстве Петербурга. — Они буквально не знали, что делать. У нас вопрос так остро стоять не может. Медленную реорганизацию мы начали, как только об этом пару лет назад зашла речь, оптимизируем коечный фонд в соответствии с дефицитом по конкретным направлениям. Реорганизуем оказание высокотехнологичной помощи". Четкого ответа на вопрос "грядут ли сокращения?" так и не последовало.
Вместе с тем только до конца года больницы, подчиняющиеся городу, сократят на 1000 коек, заявил вчера в интервью глава комитета здравоохранения Валерий Колабутин. Из них 600 — койки психиатрических и туберкулезных больниц. Анализ комитета показал, что в таких специализированных учреждениях они часто пустуют. Тысяча коек — это примерно 3,5% от общего количества, говорит чиновник. Он также отметил, что палаты по 10-12 коек давно должны уйти в прошлое, они элементарно не соответствуют санитарным нормам.
Вместе с тем, по данным Валерия Колабутина, растет штат в поликлиниках, хотя дефицит кадров в них по-прежнему остатется острой проблемой. С начала года и до октября укомплектованность увеличилась на 3%. Но относительными показателями, как известно, оперировать очень удобно — этот рост может быть достигнут и не за счет прихода новых работников, а за счет сокращения штатного расписания. Как и средней температурой по больнице. К примеру, вопрос о сокращениях ставок в стационарах или поликлиниках в интервью не поднимался.