Петербургская предпринимательница превратила увлечение йогой в успешный бизнес

Автор фото: Лучинский Евгений

Предпринимательница Татьяна Бородаенко превратила увлечение йогой в успешный бизнес с оборотом в 1,5 млн рублей в месяц. За 20 лет ей удалось преодолеть множество проблем с арендой помещений в центре города, несколько кризисов и конкуренцию на рынке.

Йога–центр, который основала Татьяна Бородаенко в 1994 году, начался с бесплатных групповых занятий для тех, кто интересовался методом Айенгара. "Мы занимались в неотапливаемых залах школ, в подвалах — в любых помещениях, которые удавалось найти", — вспоминает Татьяна Бородаенко.
До того как связать свою карьеру с йогой, она успела получить образование инженера и психолога, побыть домохозяйкой и поработать на стройке.
Йогой же Татьяна Бородаенко поначалу занялась для того, чтобы решить собственные проблемы со здоровьем. Метод Айенгара отличается тем, что в нем принципиальное значение имеет правильность выполнения поз (асан), и для этого используются вспомогательные предметы — кирпичи, стулья, одеяла и др.

Через кризисы

В 1998 году предпринимательница оформила ИП, в центре появилось несколько преподавателей и разделение учеников на группы. А спустя несколько лет было зарегистрировано ООО "Йога Айенгара Центр".
Сейчас в компании работают 23 преподавателя. Всего сотрудников около 40, а постоянных посетителей примерно 1 тыс.
Компания арендует два помещения, ее оборот — около 1,5 млн рублей в месяц. За время работы центра его руководительница успела использовать разные методы поиска клиентов — от распространения листовок на улице до рекламы в Интернете, выпускались даже телепередачи о йоге совместно с кабельным телеканалом о фитнесе. Немалую часть аудитории составляют родственники и друзья тех, кто уже занимается в центре.
"Но это никогда не было главной проблемой, больше трудностей возникало с арендой", — говорит Татьяна Бородаенко. Сейчас филиалы центра работают на ул. Жуковского и Большой Пушкарской ул., но до этого компании приходилось часто переезжать. Например, в 2007 году закрылся филиал на Пушкинской ул., проработавший 6 лет. За это время арендодатель поднял ежемесячную ставку со 150 тыс. до 280 тыс. рублей, и работать стало невыгодно. После очередного переезда центра грянул кризис, и, для того чтобы оплатить ремонт, предпринимательнице пришлось взять кредит 1 млн рублей. "Раньше мне хотелось расширять сеть, но сейчас планирую повременить с открытием филиалов: резкий рост бизнеса не оставляет времени на преподавание", — рассказывает Татьяна Бородаенко.

Стабильность рынка

Метод Айенгара пришел в СССР одним из первых, когда его автор — Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар — встретился с Никитой Хрущевым, но в начале нулевых число йога–центров в Петербурге выросло в десятки раз.
Сейчас, по оценкам участников рынка, около 300 тыс. человек в городе регулярно занимаются йогой. Объем рынка, на котором работают более 200 компаний — от сетевых йога–центров до небольших клубов, — оценивают в 5 млрд рублей в год. Явных лидеров на рынке нет, в основном его участники — малые и средние компании, и даже сетевые проекты насчитывают не более трех – пяти филиалов. Также на рынке много инструкторов–ИП, которые арендуют залы почасово.
"Резкий рост рынка в начале нулевых не сделал нашу работу сложнее — к тому времени мы успели накопить опыт и аудиторию, а посетителей на всех хватало", — говорит Татьяна Бородаенко.
Другие участники рынка отмечают, что, после того как Петербург привык к восточным практикам, работать стало даже проще: раньше многие арендодатели не хотели сдавать помещения йога–центрам, не считая их серьезным бизнесом.
"Йога–центры пока не превратились в массовый бизнес с крупными сетями, как, например, фитнес–клубы, — рассуждает Юлия Шеина, руководитель йога–центра "Планета перемен". — Есть несколько центров, которые за последние годы появились и тут же закрылись, потому что не смогли сформировать "идею бизнеса", за которой следует аудитория". Она добавляет, что спрос на услуги йога–центров стабилен уже несколько лет — аудитория рынка сформировалась и существенно не меняется.