Смольный пытается забрать у компании "5 парк" прибыльные маршруты в спальные районы

Автор фото: Коньков Сергей

Смольный забирает прибыльные маршруты у петербургских перевозчиков. Бизнесменам не помогают даже победы в судах. Новой жертвой чиновников стала компания "5 парк", которой предложили отказаться от трех маршрутов в спальные районы.

На рынке пассажирских перевозок Петербурга разгорелся очередной громкий скандал. Комитет по транспорту вынуждает компанию "5 парк" Алексея Эвентова (владеет также таксомоторным предприятием "6 000 000") отказаться от трех автобусных маршрутов вопреки решению арбитражного суда Петербурга.
Противостояние между Смольным и коммерческими перевозчиками обострилось после того, как в августе 2013 года городской комитет по транспорту возглавил бывший министр транспорта Московской области Александр Воробьев. Спустя несколько месяцев прибыльных маршрутов на Лиговском пр. лишился крупный местный перевозчик "Третий парк" — его маршруты отдали подконтрольному Смольному ГУП "Пассажиравтотранс". По такой же схеме другой крупный игрок, "Питеравто", лишился маршрутов на Невском пр.
Конфликт перевозчиков и чиновников усугубляется по мере приближения 2015 года, когда должны состояться новые конкурсы на перераспределение маршрутов. Успешно оспорив некоторые нормы городского закона "О наземном пассажирском маршрутном транспорте", бизнесмены рассчитывают побороться за долю рынка с ГУП "Пассажиравтотранс".

Сам иди

Опрошенные "ДП" участники рынка считают, что глава комитета пытается реализовать в Петербурге модель, работающую в Московской области, где более 70% пассажиров перевозит госпредприятие, а частные компании занимают лишь 30% рынка. "Но там в разы больше бюджетных средств выделяется на транспорт. Новому главе быстро объяснили, что у нас таких денег нет и если все маршруты передать ГУПу, то он обанкротится. Тогда в комитете решили изымать у частников только прибыльные направления", — объясняет собеседник "ДП".
Так, в конце прошлого года чиновники расторгли в одностороннем порядке договор с компанией "5 парк" и передали маршруты 18, 18а и к–52, ведущие от станций метро "Кировский завод", "Проспект Ветеранов" и "Ленинский проспект" в густонаселенные жилые районы, ООО "Управление предприятиями "СЛК" Демьяна Ростунова. "5 парк" оспорил этот факт в арбитраже, и теперь оба перевозчика думают, как поделить пассажиропоток, а чиновники пытаются вынудить компанию Алексея Эвентова уйти с рынка.По словам Алексея Петренко, директора "5 парка", заместитель председателя комитета Елена Осинцева предложила в добровольном порядке расторгнуть контракт. Более того, в комитете заявили, что если "5 парк" не хочет по–хорошему отказаться от спорных маршрутов, то комитет будет искать недочеты и штрафовать компанию на других направлениях. "Действительно, "5 парку" было предложено расторгнуть договор по соглашению сторон, — подтверждает Елена Осинцева. — В связи с тем, что компания не выполняет условия договора. Они обязаны обслуживать как коммерческий, так и социальные маршруты, но автобусы на социальные маршруты не выпускают". Алексей Петренко подтверждает ее слова: "5 парк" действительно не выводит автобусы на социальные маршруты 18 и 18а, ведь там работает СЛК. А рассчитывать на государственные субсидии, которые компенсируют убытки по социальным перевозкам, "5 парк" в таких условиях не может.

Убытки из бюджета

В результате оба перевозчика терпят убытки. Чтобы исполнить условия договора с городом, им пришлось инвестировать средства в покупку подвижного состава. Каждая компания взяла в лизинг по шесть автобусов на маршрут к–52 (в среднем одно транспортное средство стоит 3,5 млн рублей) и еще по два автобуса на маршруты 18 и 18а (по 6–7 млн рублей каждый).Инвестиции СЛК ограничились приобретением дополнительного подвижного состава (около 30 млн рублей), а "5 парк" помимо автобусов еще приобрел здания и землю под автобазу площадью 13,5 тыс. м2 и оборудовал ее, потратив на все это более 600 млн рублей.
Обе компании не в состоянии окупить капиталовложения доходами от перевозки пассажиров, количество машин на маршруте избыточно. Более того, по условиям договора на коммерческом маршруте к–52 СЛК имеет право брать за проезд не более 22 рублей, а "5 парк" — до 31 рубля. В итоге "5 парку" приходится снижать цены.
"Наши автобусы простаивали 10 месяцев. Но и сейчас доходы не покрывают даже лизинговые платежи. При этом теперь комитет не собирается удалять с маршрутов ни одного из перевозчиков. Ведь так он нарушит и договор, и решение суда", — говорит Алексей Эвентов. По его предварительным оценкам, сумма убытков с момента расторжения договора уже превысила 70 млн рублей. "Сейчас мы находимся в подвешенном состоянии, юристы комитета по транспорту разводят руками, и мы не знаем, что делать. Объем убытков будет ясен в конце месяца", — говорит директор СЛК Максим Матвеев.
Ни один из перевозчиков не намерен уступать маршруты конкуренту, но бизнесмены готовы к переговорам. Алексей Эвентов предлагает выводить автобусы на линию поочередно, через день. "Будем это обсуждать", — заявил Матвеев.

Битва проиграна, а война не окончена

Жесткое судебное противостояние развернулось между комитетом и "Третьим парком". Однако эта компания не стала судиться за отобранные маршруты на Лиговском пр., а начала масштабную судебную кампанию по изменению сложившейся системы распределения автобусных маршрутов. В июле компания подала иск к Законодательному собранию и губернатору Петербурга, а в конце лета арбитражный суд признал, что некоторые нормы городского закона "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования" противоречат федеральному законодательству "О защите конкуренции" и не могут применяться.
Проще говоря, комитет по транспорту не может больше по своему усмотрению перераспределять городские автобусные маршруты — все они должны выставляться на конкурс. Очередные конкурсы должны пройти в 2015–2016 годах — в этот период завершится действие большинства договоров перевозчиков с городом. Таким образом, частные перевозчики вскоре могут получить шанс побороться за 136 маршрутов ГУП "Пассажиравтотранс", ежегодный совокупный доход по которым более 4 млрд рублей.
"Да, маршруты на Лиговском пр. мы потеряли, но теперь у нас появился шанс побороться и за них и за многие другие", — говорит Михаил Богданов, первый заместитель директора компании "Третий парк". Более того, сейчас компания оспаривает методику подведения итогов конкурсов комитетом, в частности систему начисления баллов.
Судебными тяжбами перевозчики хотят добиться от Смольного только одного: прозрачных и ясных правил игры для всех.
Хочется, чтобы рынок перевозок стал понятнее и прозрачнее. Условия, на которых работает ГУП "Пассажиравтотранс" и остальные компании, разнятся. У нас в контрактах прописано, что автобусы большой вместимости нужно менять 1 раз в 7 лет. Перед "Пассажиравтотрансом" такие требования комитет по транспорту не ставит. Сейчас отношения между автобусными перевозчиками и комитетом можно обозначить как сложно–деловые. Три года назад между предприятиями и комитетом было больше диалогов, сейчас контакты поддерживать сложнее.
Алексей Ивин
директор Петербургской транспортной компании
На общественный транспорт городу плевать, но, несмотря на все усилия чиновников, общественный транспорт у нас еще ходит. Взаимоотношения Смольного и бизнеса выстраиваются по такой схеме: перевозчики должны все, а город им не должен ничего. В истории с "5 парком" комитет, проиграв суд, должен был прекратить отношения с СЛК, возобновить работу с "5 парком", при этом выплатить обеим компаниям отступные. Если бы чиновники отвечали материально за последствия своих решений, они действовали бы осмотрительнее.
Василий Киселев
председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров