Денег в следующем году на ремонт дорог будет на треть меньше, чем в этом — всего 3,4 млрд рублей. Чиновники готовятся к новому сезону дорожного ремонта, но пока не знают, как избежать затяжных разбирательств с антимонопольной службой из-за контрактов.
Новый глава КРТИ
Сергей Харлашкин сегодня перед журналистами поблагодарил Бога за хорошую погоду, которая только и позволила комитету завершить основную часть дорожного ремонта в срок. Все остальные, от кого зависело выполнение годового плана, видимо, были неспособны повлиять на ситуацию с массовым срывом сроков ремонтов. По этой ли причине или по другой, но в 2015 году денег на ремонт дорог будет на 1,4 млрд рублей меньше, чем в этом.
Сергей Харлашкин пообещал, что в следующем году работы будут более своевременными. Однако, как этого добиться, в комитете, на самом деле, пока не знают.
“Все работы, связанные с плохой или хорошей погодой, завершены. Все оставшиеся 12 объектов планируется сдать до конца октября. На начало ноября остаются работы по искусственным сооружениям”, — сообщил Сергей Харлашкин.
Радужные планы
Читайте также:
Тучков мост на полтора года станет односторонним
В следующем году на ремонт в рамках адресной программы потратят 3,4 млрд рублей. На эти деньги отремонтируют 241 объект. В этом году на 4,8 млрд рублей отремонтировали 258 объектов.
По словам Сергея Морозова, и.о. директора СПб ГКУ “Дирекция транспортного строительства”, особенность ремонта в 2015 году будет заключаться в том, что дороги начнут ремонтировать полностью, а не по частям. Таким образом, ремонта “заплатками” больше не будет. Руководитель дирекции полагает, что так результаты ремонта будут более долговечными.
При этом на 76 объектах из 241, запланированных на следующий год, имеются обременения в виде необходимости ремонта сетей, проходящих под землей. В некоторых случаях требуется переустройство освещения. “Сейчас список дорог направлен в ГАТИ, чтобы разработать план работ. Адресная программа пока не сформирована”, — сказал Сергей Харлашкин. Он отказался говорить о конкретных дорогах, которые собираются отремонтировать, сославшись на то, что адресная программа еще не утверждена.
Актуальным остается вопрос о том, как именно в следующем году Смольному удастся избежать проблем с конкурсной документацией. В этом году из-за многочисленных жалоб в антимонопольную службу конкурсы переносились, и в результате подрядчики вышли на объекты только в середине лета вместо весны.
“Существуют конкурентные отношения между подрядчиками. Возникают спорные вопросы, они решаются, в том числе, и через ФАС. Это говорит о том, что ФАС выполняет свою роль. Работа ФАС и не должна прекращаться. Рыночные отношения всегда должны существовать. Мы стараемся минимизировать обращения в ФАС, в том чисел, с помощью создания технического совета в рамках комитета и с помощью обсуждения конкурсных процедур. Это рынок. Каждый объект уникален. Над ним работают институты, инженеры. Типовых объектов нет. Все учесть нельзя”, — считает Сергей Харлашкин.
Сергей Морозов добавляет, что большая часть жалоб была оспорена дирекцией в судах, и было принято решение о необоснованном выставлении этих жалоб. При этом представители комитета ушли от ответов на вопросы о том, как в комитете решат проблемы с составлением конкурсной документации. Проблемы с ней чиновники назвали “техническими ошибками”. Однако, как уже не раз рассказывал dp.ru, подрядчики уверены, что часто документация “затачивается” под конкретных подрядчиков, и именно с этим связаны многочисленные жалобы.
Кроме того, в последние месяцы на работу КРТИ обрушилась серьезная критика, в том числе со стороны общественных организаций. В строительной отрасли бытует мнение, что эта критика спровоцирована со стороны, поскольку внутри Смольного разгорается аппаратная борьба, связанная с тем, что новый глава комитета Сергей Харлашкин, выходец из Москвы, не нашел общего языка с рядом крупных подрядчиков, которые до этого регулярно получали внушительные контракты. Однако он сказал dp.ru, что никаких конфликтов нет, в Смольном он успешно сработался со всеми коллегами, и его взгляды на развитие петербургских дорог совпадают со взглядами его коллег. Представители общественных организаций, которые в последнее время критикуют комитет, тоже заверили dp.ru, что это исключительно их личная инициатива.
Старая история
Первые 14 конкурсов (общей стоимостью 3,5 млрд рублей) на ремонт дорог в этом году (2014 году) в 18 районах города КРТИ объявил в ночь на 31 декабря прошлого года, пока не вступил в силу новый закон о госзакупках, чтобы проще и быстрее провести конкурсные процедуры. Но сразу же после публикации аукционной документации в Управление ФАС по Петербургу поступили жалобы от ООО "Спецстрой" и ОАО "ГСК". Подготовить заявку на участие в конкурсе было невозможно, так как документация, размещенная на сайте госзакупок, была неполной — в ней не были указаны конкретные требования к участникам, касающиеся, в частности, опыта работы, технического оснащения. А компания "Спецстрой", входящая в группу компаний "Фортум" Артура Данчарова, в своей жалобе указывала, что документация не соответствует законодательству РФ.
По обращениям бизнесменов антимонопольная служба заставила Смольный отменить все конкурсы и провести их заново. Однако заново большую их часть (8 из 14) чиновникам пришлось объявлять по новому закону о госзакупках (44–ФЗ). Под его действие попали лоты стоимостью свыше 200 млн рублей. Затем жалобы поступали снова. По 44–ФЗ отбор подрядчиков занимает не один месяц, отмечают участники рынка, так как новый закон предполагает предквалификационный отбор, который длится не менее месяца. Затем еще пару-тройку месяцев может занять процесс торгов, на которых выберут победителя, предложившего минимальную цену.
Проблемы с освоением бюджетных средств на текущий ремонт дорог возникают в Петербурге не впервые. В 2013 году Дмитрий Буренин, который тогда возглавлял КРТИ, отменил конкурсы на текущий ремонт дорог общей стоимостью 5 млрд рублей. Он объяснил свое непредсказуемое поведение тем, что его предшественник составил конкурсную документацию с нарушениями. После того, как они были устранены, конкурсы объявили заново, правда, общая сумма сократилась до 3,5 млрд рублей.
Как отмечают дорожники, последние годы были для дорожно-строительной отрасли кризисными. Постоянные перестановки в профильном комитете и перемены законодательства, по которому ведется работа, создавали в отрасли хаос. Дорожники надеятся, что теперь ситуация нормализуется.