Петербургский депутат Алексей Палин предлагает забрать у страховых компаний право контролировать прохождение техосмотра и вернуть его специализированным организациям.
Председатель профильной комиссии по транспортному комплексу ЗС Петербурга Алексей Палин разработал законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части организации проведения технического осмотра транспортных средств". Он предлагает забрать полномочия по проведению техосмотра (ТО) у Российского союза автостраховщиков и передать их членам другого профильного союза: по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств.
Законопроект предусматривает обязательную видеофиксацию машины во время техосмотра. По мнению автора, это пресечет фиктивное прохождение ТО. Кроме того, депутат намерен вернуть штрафы за управление машиной, не прошедшей техосмотр: от 500 до 800 рублей за первое нарушение, при повтором сумма штрафа возрастает до 50 тысяч. Также предусмотрено лишение прав на 3 месяца.
"Не секрет, что и раньше какая-то часть автовладельцев находила варианты и покупала талоны техосмотра, но большинство его все-таки проходили в ГИБДД и аккредитованных центрах. Неисправности, связанные с тормозной системой и рулевым управлением, оперативно устранялись. Сейчас диагностические карты продаются в любой подворотне, техосмотр никто не проходит", — говорит Алексей Палин.
"Сочетание страхования с техосмотром — это нонсенс. Финансовый интерес для страховой компании всегда будет преобладать, продажа диагностических карт стала дополнительным источником дохода при продаже полисов ОСАГО. В лучшем случае, 20% автовладельцев действительно проходят техосмотр, все остальные просто покупают документы", — согласен генеральный директор союза организаций технических экспертов "ТехЭксперт" Сергей Зайцев.
В Петербурге диагностическую карту без проблем можно приобрести за 1000–1500 рублей. Страховые компании стали отвечать за проведение техосмотра с 2012 года. Тогда же из КоАП была исключена статья об ответственности владельцев легковых машин за отсутствие документов о прохождении техосмотра. Сейчас отвественность за проведение технического осмотра с применением средств инструментального контроля сохранилась только для пассажирского транспорта (автобусы, маршрутки, такси и т.п.).
Депутат ссылается на статистику ГИБДД, в прошлом году в России в ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств погибло 359 человек (рост 27,3% к 2012 году), 2230 получили травмы (рост 52,2% к 2012 году).
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) инициативу раскритиковали. "Прежняя система техосмотра была очевидно неэффективна и неудобна для автовладельцев – ежегодно огромное количество водителей были вынуждены простаивать в очередях на пункты ТО по полдня и больше, а весной 2011 года ситуация стала просто катастрофической, — напоминает начальник управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА Игорь Климаков. — По поручению президента РФ было принято решение упростить систему техосмотра: с одной стороны, сделать ее более комфортной для автомобилистов, с другой – передать полномочия по осуществлению ТО частным компаниям и создать рынок услуг по проведению техосмотра". По его мнению, передача надзорных полномочий в сфере техосмотра организациям, проводящим ТО, по сути означает, что участники рынка будут контролировать сами себя. Опыт саморегулирования в России (например, в строительном секторе) показал себя крайне неэффективно.
"При этом существующую на сегодняшний день аккредитация операторов предлагается заменить на "аттестацию", то есть по сути заставить бизнес заплатить еще раз за ту же процедуру. В то же время, законопроект не предлагает вариантов решения основной проблемы – "продажи" диагностических карт", — считает Игорь Климаков. Российского союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств, которому депутат предлагает передать полномочия по ТО, на сегодняшний день не существует, подчеркивают в РСА.
Стоит отметить, что региональные парламенты из Калининградской и Мурманской областей уже вносили в Госдуму законопроект о возврате обязательного техосмотра. Однако, документ не дошел даже до первого чтения. В конце сентября его вернули на доработку, поскольку авторы не получили положительное заключение из правительства РФ. Палин уверяет, что шансы на прохождение его проекта выше: "У них одна из статей предусматривала финансирование из федерального бюджета. В моем проекте этого нет. Я проводил предварительные консультации с Государственной Думой и Советом федерации, и получил поддержку".