ФНС достанет и в офшорах

Автор фото: Ваганов Антон
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8.

Спрятаться от налоговой службы за границей вскоре будет нереально. Тайно владеть собственностью в РФ через офшоры — тоже. На это, по крайней мере, надеются российские власти, пытаясь ратифицировать международную Конвенцию об обмене информацией по налоговым делам. Соглашение, объединяющее сегодня 67 юрисдикций, в том числе офшоры, РФ подписала еще в 2011 году. Сегодня депутаты Госдумы попытаются его ратифицировать.

Реальным владельцам активов в РФ за границей будет не спрятаться, не скрыться. Исчезнет у иностранных компаний и возможность продать бизнес в России, не заплатив полагающиеся при этом налоги. Сегодня Госдума намерена ратифицировать международную Конвенцию взаимной административной помощи по налоговым делам, подписанную еще в 2011 году, — вопрос содержится в повестке дня.
Разговоры о ратификации Конвенции, как и о других антиофшорных законопроектах, велись давно. Однако, пока о соответствующем курсе в ходе своего последнего послания Федеральному собранию не заявил президент, дело с мертвой точки не сдвигалось. Документ появился еще в начале года, после долго согласовывался в правительстве. Перед каникулами Госдумы его предложили принять к рассмотрению. Первый раз ратифицировать документ попытались в конце сентября, но по какой-то причине рассмотрение перенесли.
К соглашению, подразумевающему автоматический информационный обмен между налоговыми органами, присоединились уже 64 страны и несколько территорий с особой юрисдикцией, в 39 странах его уже ратифицировали. Государства, вступившие в союз, обязаны будут предоставлять друг другу информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов. Сослаться на то, что сбором подобных фактов они не занимаются или на собственную банковскую тайну будет уже нельзя.
По форме ничего революционного в ней нет, говорит руководитель налоговой практики " Пепеляев групп " Сергей Сосновский. То же самое, возможно благодаря соглашениям об избежании двойного налогообложения, которые у РФ подписаны примерно с 80 странами. Однако таких договоров нет с офшорами, и это главная проблема. С Конвенцией ситуация другая, говорит эксперт, ее вполне могут распространить и на офшоры. Ряд офшорных территорий, среди которых, например, остров Мэн, уже вступили в соглашение.
"Скажем, Британия, которая в Конвенцию входит, может распространить ее действие на свои территории с особой юрисдикцией — Виргинские острова, например, — говорит Сергей Сосновский. — Остальные существующие офшорные зоны мировое сообщество сейчас, что называется, додавливает, чтобы те присоединялись. По факту ФНС получит дополнительный инструмент контроля и влияния".
Конвенция предполагает упрощенный механизм налогового обмена. Сейчас он довольно сложный: ФНС отправляет запрос в Минфин, тот связывается с Минфином интересующего государства, те дают поручения своим налоговым органам, после отвечают в обратном порядке. Автоматический обмен подразумевает сообщение о ключевых фактах, которые могут заинтересовать налоговые органы страны-партнера, — открытие счета, покупка недвижимости, подозрительные операции, рассказывают юристы. Однако, чтобы такой порядок заработал, самой РФ придется принять еще несколько дополнительных соглашений.
Это подтверждает и директор департамента налогообложения и права петербургского офиса " Делойт " Алексей Мельников. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в феврале уже опубликовала стандарт автоматического обмена и типовое соглашение на этот счет. В августе его закрепили постановлением правительства РФ. В России система сможет заработать не раньше, чем через два года после ратификации, ранее прогнозировал в СМИ глава ФНС Михаил Мишустин.
"Базовый вариант конвенции позволяет российским налоговым органам получать информацию произвольно, по инициативе иностранного налогового органа, либо через разовые запросы наших налоговых органов", — объясняет Алексей Мельников.
Еще один важный момент Конвенции — возможность проведения налоговых проверок за границей, а также возможность ареста иностранной собственности российского налогового резидента, привлекая местные налоговые органы. "Нужно еще разбираться, насколько это соотносится с нашим налоговым кодексом, но в случае необходимости изменить его в эту сторону будет несложно", — отмечает представитель "Пепеляев групп".
Существует и ряд оговорок, с которыми РФ присоединяется к соглашению: период правовой помощи по уголовным делам ограничен тремя годами. Заботятся власти и о службе судебных приставов: РФ вправе не оказывать помощь во взыскании налогового требования или штрафа для всех перечисленных в Конвенции налогов, указывает на нюансы руководитель налоговой практики "Дювернуа Лигал" Светлана Ушакова.
"В целом Правительство идет в тренде ужесточения налогового администрирования и максимального информационного охвата для контроля за уплатой налогов, — отмечает Ушакова. — Причина зависания законопроекта проста: несмотря на все заявления, мы не боролись с офшорами ранее. Конвенция и ее положения — те недостающие властям инструменты, с помощью которых может заработать система по информационному обмену и взысканию налогов, в которых так нуждается бюджет".
В течение нескольких лет, говорят эксперты, появится возможность узнать всех участников бизнеса, всех эмиссаров офшорных компаний, трастов и так далее. Власти будут понимать, кто в действительности стоит за тем или иным бизнесом, финансовыми потоками. На основании этого, можно будет просчитать налоговую обязанность, а после принудительно ее взыскать.
"Есть совершенно явная тенденция: несмотря на политические разногласия, все больше стран входят в Конвенцию, поскольку это в общих интересах, — говорит руководитель налоговой практики "Пепеляев групп" Сергей Сосновский. — Если тренд сохранится, то вскоре может совсем не остаться стран, в которых можно будет информационно спрятаться. А если они останутся, то с ними просто перестанут торговать. Думаю, офшоры в сегодняшнем понимании этого слова, должны будут выбрать что-нибудь одно: или информационную и торговую открытость, или стать непризнанными, бесполезными для бизнеса территориями".