"Деловой Петербург". Паушальная история

Автор фото: Ермохин Сергей

Subway Russia подала иски против своих франчайзи, которые не согласны с ценовой политикой компании. В свою очередь группа франчайзи Subway направила жалобу в ФАС РФ, которая может оштрафовать Subway Russia на 1,2 млрд рублей.

Конфликт между мастер–франчайзи Subway Russia Franchising Company (ООО "Сабвэй Раша Сервис Компани") и франчайзи компании длится уже 6 месяцев, но иски поданы только на этой неделе. Мастер–франчайзи Subway Russia 23 сентября направила пять исков в Октябрьский районный суд Санкт–Петербурга, а Вадим Севрюков, совладелец 43 ресторанов (12 из них в Петербурге), сообщил, что направил жалобу в ФАС. Если Федеральная антимонопольная служба найдет нарушения в деятельности Subway Russia, то она может наложить штраф размером 15% годового оборота компании, который у Subway Russia в прошлом году составил 8 млрд рублей.

Специальные цены

Суть претензий Subway Russia к своему франчайзи — приостановка выплаты роялти. Франчайзи, в свою очередь, не согласны с политикой Subway Russia, по договору с которой ее стратегические партнеры Pepsico и Efes поставляют сиропы и напитки франчайзи по ценам, в разы превосходящим аналогичные поставки в другие сети быстрого питания, например в "Сбарро". Вадим Севрюков и несколько франчайзи Петербурга и Москвы хотят также по суду вернуть переплаченные за 3 года работы деньги по несправедливым, на их взгляд, контрактам: это сотни миллионов рублей, или 4 – 5% от общего товарооборота (такой процент составляет переплата по напиткам в продажах Subway). "Мы добиваемся прекращения ценовой дискриминации, — говорит предприниматель, — и выплаты компенсации всем франчайзи".
С ним согласен и Юрий Гургов, совладелец компании "Сабвэйлэнд": "Мастер–франчайзи заявил нам о том, что устранит недостатки в ценовой политике, но делает это долго. Поэтому и рентабельность бизнеса Subway такая низкая — не дотягивает до 10%". Сейчас один из директоров компании Дэвид Уорелл рассылает письмо своим франчайзи, из которого следует, что компания усиленно работает с поставщиками напитков по снижению цен и уже уменьшена цена на один вид сиропа.
История со специальными ценами не первая в Subway Russia. Еще в 2011 году в Москве франчайзи Евгений и Андрей Руденко (33 ресторана) обратились с жалобой к основателям Doctor's Associates (владелец бренда Subway) Фреду ДеЛюке и Питу Баку с жалобой на завышенные цены. Кончилось это тем, что цены на продукцию поставщиков снизили на 40%, а Андрей Руденко был вынужден продать весь бизнес. "Нам сказали, что мы боль в заднице", — вспоминает Андрей Руденко. Согласно политике компании, в основном франчайзи Subway — это малый бизнес, начинающие предприниматели, большинство владеют одним–двумя ресторанами, и до определенного момента они не вникают в ценовую политику компании или же не хотят ссориться, чтобы не потерять бизнес.

Мировая практика

Официальный комментарий от ООО "Сабвэй Раша" получить не удалось, не комментируют ситуацию и в компании Pepsico. Но, как предполагают эксперты адвокатского бюро DS Law, в этом конфликте ФАС с высокой вероятностью займет сторону Вадима Севрюкова.
"Очевидно, что ситуация не соответствует правилам ведения бизнеса на конкурентном рынке — антимонопольным законодательством запрещено установление и поддержание монопольно высоких цен. Скорее всего, на мой взгляд, на "Сабвэй" будет наложен штраф", — рассуждает адвокат бюро Екатерина Ильина.
По ее словам, хотя конфликты между держателем и покупателем франшизы редкостью на рынке не считаются, но до суда доходит ничтожная часть дел. Но в целом в мировой практике конфликты с франчайзи способны усугубить положение головной компании. К примеру, от этого пострадал обанкротившийся Quiznos — еще один крупный мировой игрок, так же как и Subway специализирующийся на бутербродах. Именно многолетние тяжбы со множеством покупателей франшиз из–за повышенных цен на продукты эксперты называют косвенной причиной сокращения этой сети ресторанов по всему миру (Quiznos вышел в Россию через Петербург в 2013 г., но теперь рестораны закрыты). Также в течение 2 лет франчайзи вели тяжбу с головной компанией Burger King.
С другой стороны, у держателей франшизы тоже с завидной регулярностью возникают претензии к ее покупателям. К примеру, в "Г. М. Р. Планета гостеприимства" (бренды "Сбарро", "Елки–палки") сообщили, что среди самых распространенных сложностей в работе с партнерами видят несоблюдение стандартов бренда и недостаточное вложение средств в продвижение со стороны партнеров.
Если среди западных компаний 70% составляют франчайзинговые предприятия и только 30% — собственные точки, то в России все наоборот. Есть куда расти. Но пока вот как часто бывает: купил кто–то в России франшизу и считает, будто все уже сделал, дальше можно жить на проценты. В итоге материнской компании, дорожащей репутацией, приходится работать за двоих. Бороться с этим трудно. А бывает, что франшиза покупается в расчете на приобретение опыта, с тем чтобы потом от нее отказаться и вести свое дело в этой же области, просто сменив вывеску.
Мераб Елашвили
глава Российской ассоциации франчайзинга, президент холдинга "Г.М.Р. Планета гостеприимства"
Опыт развития сети по франшизе у нас был 15 лет назад. Эксперимент завершили в течение года. Мы пришли к выводу: использовать такую схему стоит, только если наличие вашей торговой марки повышает оборот заведения на 40 – 50%. Тогда основание для франчайзинга есть. В противном случае это мина замедленного действия. Вопрос лишь в том, когда франчайзер откажется платить роялти: через 6 месяцев или через 2 года. Кроме того, в Москве и Петербурге сеть можно построить самостоятельно. Сейчас у нас 240 точек, для качества работы бренда это важнее, чем 300 запущенных по франшизе.
Михаил Гончаров
совладелец сети ресторанов "Теремок"