"Деловой Петербург". Захотели подстраховаться

Автор фото: Ковалев Петр

Тарифы по страхованию ответственности туроператоров вырастут примерно в 4 раза. Необходимость изменений назрела давно. В этом году убыточность по страхованию ответственности туроператоров для городских игроков рынка уже превысила 400%.

Петербургские страховые компании разработали для Министерства культуры пакет замечаний к федеральному закону о туристической деятельности и одновременно готовятся поднять тарифы по страхованию ответственности туроператоров. "Министерство культуры взяло наши предложения в работу. Насколько нам известно, поправки планируется принять уже до конца года", — сообщили в Союзе страховщиков Санкт–Петербурга и Северо–Запада, членами которого застрахована ответственность 486 туроператоров.

Грядущее подорожание

Как сообщили в Союзе, тарифы по страхованию ответственности туроператоров подрастут примерно в 4 раза. Это, в свою очередь, повлечет подорожание путевок. Как говорит президент Союза Ирина Лукашевич, убыточность по страхованию ответственности туроператоров для городских игроков рынка уже превысила 400%. Она сообщила, что выплаты членов Союза только за июль и август достигли суммы 68 млн рублей, притом что размер страховых сборов составил всего 16 млн рублей.
По словам Ирины Лукашевич, направление и раньше было для страховщиков не слишком привлекательным: к примеру, в 2013 году средний по городу показатель по убыткам достигал 90%. Но тогда участники рынка могли отыграться на других видах страхования, например на продаже тем же туроператорам медицинских страховок. "Если тянуть с принятием поправок, то страховать туристический бизнес вскоре будет некому, даже по более высоким тарифам", — рассказала Ирина Лукашевич. Эксперт уверена, что банкротства на туристическом рынке продолжатся.

Что предложено

В Союзе страховщиков считают, что в первую очередь нужно усилить контроль за деятельностью туроператоров — создать специальный надзорный орган, который, к примеру, сможет проводить ежегодный аудит. "Сейчас страховые компании полностью оценить возможные риски не могут: большая часть туроператоров использует упрощенку и отчитывается раз в год. Настоящих объемов оборота мы не видим: в законе четко не прописано, что считается оборотными средствами. Туроператоры этим пользуются, указывая доход, а не реальные суммы от проданных путевок", — объяснила Гаянэ Календжян, директор департамента комплексного страхования путешественников СО "Помощь", которая выплатит клиентам туроператора ЗАО "Атлас" 20 млн рублей. Таким образом, туроператоры страхуют свою ответственность по минимуму — на 30 млн рублей (если заявленный оборот — до 250 млн рублей), именно поэтому возмещения на всех клиентов турфирм не хватает.
Также страховщики считают, что из закона нужно исключить обязанность компаний страховать умышленные действия туроператоров. "Российским страховщикам это мешает перестраховывать свои риски за границей. Страховым случаем должно считаться лишь банкротство", — подчеркивают в петербургском Союзе страховщиков. В–третьих, страховые компании настаивают на создании особого компенсационного фонда. Сейчас туроператоры перечисляют деньги в "Турпомощь" (тратятся на экстренную эвакуацию туристов из–за границы), но, по их мнению, также нужен фонд, из которого туристы смогут получать возмещение по поездкам, которые оплачены, но не состоятся по вине оператора.
Кроме того, зону ответственности туроператоров нужно уменьшить, считает Гаянэ Календжян. "Туроператор отвечает за все: за размещение, за перевозчиков, за работу турагентов. К примеру, банкротство авиаперевозчиков сейчас ложится на плечи туроператора, а в итоге расплачиваются застраховавшие их компании", — заключила Гаянэ Календжян.