"Деловой Петербург". Охота к перемене мест

Автор фото: Свистунова Валентина

Через 10 дней Петербург услышит имя нового губернатора, которым, вероятнее всего, останется Георгий Полтавченко. Тем не менее в Смольном и Мариинском дворце активно обсуждают, кого из своей команды он оставит во власти на новый срок.

В кулуарах органов власти одна из обсуждаемых тем в последнее время — возможные перестановки в правительстве и администрации Петербурга. После выборов чиновники ожидают масштабной реорганизации.
Во–первых, Георгий Полтавченко получит статус избранного губернатора с мандатом, подтвержденным выборами, что в аппаратном мире значит больше, чем статус человека назначенного, и дает куда больше свободы, в том числе в кадровых вопросах. Руководство комитетов с конца прошлого года переведено на работу по срочным контрактам, что упрощает дело.
Во–вторых, реализация "Стратегии–2030", заявленной Полтавченко как руководство к действию не только избирателям, но и президенту Владимиру Путину, потребует исполнителей. Действующий же набор чиновников, как считается, не вполне соответствует поставленным задачам и по некоторым позициям явно нуждается в усилении.

Кандидаты на выход

Вдохновителем перестановок называют нового главу администрации губернатора Александра Говорунова, назначенного на эту должность в апреле. Он, по словам источников, после назначения занялся аудитом эффективности чиновников, и именно с этим связывают, например, уход Александра Лобкова с поста главы комитета по печати в августе. Под руководством Лобкова комитет, в частности, 3 года не мог разработать концепцию размещения наружной рекламы и провести торги на рекламоносители. А недавно "черную метку" получил прямо на заседании правительства глава Колпинского района Дмитрий Кобицкий.
Еще один фактор — "лоскутность" правительства. Частые отставки вице–губернаторов привели к тому, что комитеты распределялись хаотично, постоянно меняя кураторов, которые изначально заведовали совсем другими направлениями. Например, четыре экономических комитета, на которые распался КЭРППиТ, сейчас распределены между Александром Говоруновым и Михаилом Мокрецовым. За 3 года руководства Полтавченко комитеты не раз меняли кураторов, комитеты по инвестициям и по туризму в процессе "отходили" Олегу Маркову, отвечавшему за транспорт (а до этого комитет по транспорту курировал "финансовый" вице–губернатор Сергей Вязалов), КРТИ и КГА поручали отвечающему за строительство Марату Оганесяну, комитет по природопользованию и финансовый блок — отвечавшему за госимущество Мокрецову и т. д.
Как будет выглядеть реорганизация в конечном итоге, полностью пока изложить никто не может, однако источники склоняются к тому, что в Смольном, например, все же появятся вновь вице–губернаторы по экономике и финансам, возможно также, что заново будет "пересобран" экономический комитет, разделение которого особых дивидендов не принесло. Не исключено, что КГИОП отправится под начало Марата Оганесяна, который в этом случае сосредоточит в своем ведомстве все комитеты, влияющие на строительные вопросы.
Чаще всего в качестве вице–губернаторов, попадающих под удар, называют ближайших соратников Полтавченко — Василия Кичеджи и Игоря Дивинского, а также Олега Маркова. Дивинский, после того как уступил пост главы администрации Говорунову, занял специально придуманную должность куратора отношений с Крымом и не управляет больше ни одним комитетом.
Транспортную сферу, за которую отвечает Марков, чуть ли не еженедельно сотрясают скандалы, связанные с конкурсами на перевозки. Сомнения есть по поводу Владимира Лавленцева, активная работа которого накладывается на непростые отношения с коллегами–чиновниками, и Михаила Мокрецова, эффективность которого эксперты вообще оценить затрудняются.
Как пример можно привести ситуацию с малым бизнесом: после того как тысячи павильонов не попали в Схему размещения торговых объектов, что вызвало возмущение предпринимателей, Георгий Полтавченко распорядился в схему их внести, дав КУГИ сроку месяц. Это было в июле, но работа все еще идет.

Скамейка запасных

Вслед за вице–губернаторами перестановки, скорее всего, коснутся и председателей комитетов.
"Слабыми звеньями" могут считаться, например, глава комитета финансов Эдуард Батанов, чуть ли не единственный оставшийся в Смольном представитель команды Матвиенко, или глава КЭПиСП Анатолий Котов, сильно затянувший работу по программе реконструкции исторического центра, да и в целом за уходом какого–то вице–губернатора наверняка последует перетряхивание подведомственных комитетов.
Покинуть Смольный может еще один ветеран, представитель губернатора в Законодательном собрании СПб Михаил Бродский, по поводу которого собеседники "ДП", впрочем, расходятся в мнениях, случится ли это после губернаторских выборов или все–таки ближе к выборам в ЗС в 2016 году.
Не так давно Георгий Полтавченко, встречаясь с муниципальными депутатами, признался, что администрация испытывает "кадровый голод" и все вакансии решено замещать за счет "внутренних резервов".
В принципе, это подтверждается, например, недавним назначением на должность главы КГИОП Сергея Макарова из юркомитета, не имевшего отношения к теме архитектуры и охраны памятников. Это не должно касаться точечных назначений на самые высокие посты, но в целом назначений следует, по–видимому, ожидать из числа действующих чиновников второго ранга, советников губернатора, а также депутатов ЗС.