Популярным стал в последние дни жанр уточнения высказывания первых лиц. По итогам переговоров Владимира Путина и Петра Порошенко сначала сообщили, что президенты договорились о прекращении огня на Донбассе, затем — что все-таки не договорились. Видимо, нервы уже не выдерживают.
Пресс-секретарям и советникам что-то подозрительно часто стало приходиться править и разъяснять слова своих патронов. То Дмитрий Песков вынужден успокаивать всех, что под "государственностью Новороссии" Владимир Путин имел в виду вовсе не то, что все подумали. То сам Путин в разговоре с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу то ли скажет, то ли нет — об этом мы знаем только со слов самого Баррозу — что при необходимости мог бы "взять Киев в две недели", и помощнику президента Юрию Ушакову приходится разъяснять, что цитата вырвана из контекста, и эти слова имели вообще другой смысл.
Теперь эстафету перехватил Петр Порошенко. Он поговорил с Путиным по телефону, после чего на сайте президента Украины появилось сообщение о том, что стороны "достигли договоренности о постоянном прекращении огня". Тут уже разъяснять пришлось обеим сторонам. Песков заявил, что такого быть не могло, ибо Россия не участник конфликта, а значит, и договариваться о таких вещах не может. Пресс-служба Порошенко срочно заменила текст, теперь в нем говорится о том, что президенты договорились о "режиме прекращения огня". Ну, то есть о том, что таковой режим в принципе должен быть. "Точки зрения президентов двух стран о возможных путях выхода из кризисной ситуации в значительной степени совпадают", говорится на сайте Кремля по этому поводу. Не поясняется, в чем именно. Порошенко вот уверен, что для выхода необходимо прекратить подпитку ополченцев из России. И его первоначальная версия подразумевала именно это.
Хотя в минобороны самопровозглашенной ДНР уже успели заявить, что ничего ни о каких прекращениях огня не слышали, и ничего прекращать не собираются. "Армия ДНР не прекратит огонь как минимум до тех пор, пока на Донбассе находятся каратели", — сказал глава информслужбы политотдела минобороны ДНР Владислав Бриг.
Между прочим, Путин сейчас находится с визитом в Монголии. То есть даже из далекого Улан-Батора он говорит по телефону с украинским коллегой, что, по-видимому, должно указывать на то, что дело не терпит отлагательств, во всяком случае, на взгляд Порошенко. А из слов Владислава Брига и Дмитрия Пескова можно сделать вывод о том, что ополченцы прекращать огонь не готовы, и Россия на это повлиять тоже никак не может. В общем, Порошенко, получается, вообще нет смысла объявлять о прекращении огня, поскольку оппоненты на это все равно не реагируют.
То, что слова президентов в последнее время приходится часто корректировать, может указывать на то, что у них уже не выдерживают нервы. Заговариваются президенты. И нередко желаемое выдается за действительное. После чего нужно сдавать назад и объяснять, что это не только не действительное, но даже и не желаемое. Но главное, чтобы все успели услышать.