"Деловой Петербург". Вождение без разрешения

Автор фото: Евгений Асмолов

Крупнейший петербургский перевозчик "Питеравто" может лишиться 1,2 тысячи водителей–мигрантов из–за конфликта с рекрутинговым агентством ООО "Кворум". Сейчас "Питеравто" начал самостоятельно оформлять мигрантов и надеется сэкономить 12 млн рублей.

Как стало известно "ДП", крупнейший перевозчик пассажиров в Петербурге, компания "Питеравто", может лишиться больше половины своих водителей из–за конфликта с поставщиком персонала — рекрутинговым агентством ООО "Кворум".
Оперативно найти персонал на местном рынке сложно, штат практически всех перевозчиков не укомплектован. Последствия могут быть катастрофические: через пару–тройку недель деловая активность в городе начнет возрастать, а крупнейший перевозчик, возможно, не сможет обеспечить выход необходимого числа автобусов на линии.
Ежедневно компания выпускает в Петербурге более 1300 автобусов на социальные (более 100 направлений) и коммерческие маршруты (более 120). С 1 августа компания начала обслуживать еще три новых социальных маршрута по заказу городского комитета по транспорту. Для сравнения: у ГУП "Пассажиравтотранс" — 1288 автобусов, а у компании "Третий парк" — 1161 автобус.
Годовой оборот холдинга "Питеравто" только на рынках Петербурга и Ленобласти около 4 млрд рублей. В Петербурге у него семь автопарков, часть из которых компания арендует у "Пассажиравтотранса". В компании трудятся примерно 5 тыс. человек, значительная часть из которых (2 тыс. человек) — это водители из Центральной и Средней Азии, преимущественно из Узбекистана.

Непростой момент

Иностранную рабочую силу в "Питеравто" поставляла рекрутинговая компания "Кворум", учредителем и руководителем которой является Андрей Сладков. Компания располагает гостиницей экономкласса на Моховой ул., регистрируя в ней мигрантов, оформляя им разрешения на работу. Теперь рекрутер хочет аннулировать регистрацию, а без нее разрешение на работу теряет силу. Более того, как сообщил собеседник "ДП", рекрутер якобы подал заявление в Управление федеральной миграционной службы (УФМС) по Петербургу о снятии с учета водителей–мигрантов, ввезенных для "Питеравто", — всего их около 1,2 тыс. человек.
В компании "Кворум" не стали комментировать ситуацию. В "Питеравто" заявили "ДП", что решили разорвать отношения с посредником и с июля, расширив отдел персонала, начали самостоятельно оформлять мигрантам разрешения на работу. Мотивом стало стремление снизить расходы на оплату услуг рекрутера, пояснили в компании.
По словам собеседника "ДП", знакомого с ситуацией в "Питеравто", инициатором разрыва отношений с "Кворумом" якобы выступил управляющий директор холдинговой транспортной компании "Питеравто" Андрей Марков — он не смог обосновать основному владельцу компании Леониду Бондаренко слишком высокие расходы на аутсорсинг по подбору персонала в тяжелых экономических условиях. Теперь на услугах посредника перевозчик сможет сэкономить примерно 12 млн рублей в год.
Участники рынка давно отмечают, что дела у компании в последнее время в Петербурге идут не лучшим образом, и связывают это прежде всего с тем, что собственник Леонид Бондаренко перестал активно интересоваться данным бизнесом. Напомним, что недавно автобус "Питеравто" попал в нашумевшее ДТП на Невском пр., ранее комитет по транспорту лишил предприятие части маршрутов, выявив некоторые нарушения договора на перевозку пассажиров. Правда, в конце июля чиновники вернули компании все маршруты с лихвой, заключив новый договор, но сроком только на год.

На всех не хватит

Последствия конфликта рекрутера и перевозчика рынок может ощутить через 2–3 недели, предположил один из перевозчиков. Водителей в Петербурге огромный дефицит, особенно сейчас, когда в город прибывает много туристов, которых тоже надо перевозить. Например, в "Третьем парке" заявили, что с легкостью трудоустроят сейчас 200 водителей, такое же количество работников не глядя готов взять "Пассажиравтотранс".
Завезти в страну новых мигрантов "Питеравто" не сможет — квоты на использование иностранной рабочей силы на этот год исчерпаны. Правда, чиновники в Смольном уже неоднократно заявляли, что по просьбам работодателей планируется увеличить возможности по приему на работу иностранцев. Но это случится не скоро, и к тому же, чтобы, например, лишившимся разрешений гастарбайтерам снова получить право на работу в РФ, придется оформить выезд и заново въехать в страну.

Все обойдется

Впрочем, существует и оптимистичный сценарий развития событий. По словам руководителя УФМС Елены Дунаевой, у работодателя, транспортной компании, по закону есть 10 дней, чтобы зарегистрировать мигрантов по своему юридическому адресу. Так что если "Кворум" вдруг снимет водителей с учета, у "Питеравто" будет время для маневра.
В "Питеравто" не ожидают обострения кадровой проблемы. "Наблюдается устойчивый прирост соискателей. Последние несколько месяцев кадровая политика предприятия претерпела существенные изменения. Количество сотрудников, переоформившихся в нашу компанию из других предприятий в июле и первой неделе августа, примерно в 7–10 раз превышает количество тех, кто покидает компанию по разным причинам", — заявили "ДП" в "Питеравто".
Участники кадрового рынка отмечают, что крупные компании все чаще оформляют мигрантов самостоятельно, лишая рекрутеров комиссионного дохода. В среднем оформление одного разрешения стоит 20 тыс. рублей. Из них примерно половину суммы посредник берет себе.
Таким образом, если все работодатели последуют примеру "Питеравто", то, исходя из количества мигрантов, ежегодно прибывающих в Петербург на работу в различных отраслях (250 тыс. за 2013 год), рекрутинговые компании могут лишиться ежегодного заработка в размере 2–2,5 млрд рублей.
"Оформлять все легально через посредников слишком дорого. К тому же зачастую посредники оформляют не все документы, например, помимо разрешений нужно еще оформлять медицинские документы, а этим часто пренебрегают", — говорит гендиректор кадрового агентства "1000 кадров" Мария Маргулис.
Из–за отсутствия опыта, конечно, можно доверить оформление водителей–мигрантов сторонним организациям. Это, на первый взгляд, проще и менее рискованно. Но мы с самого начала решили это делать собственными силами и не пожалели. Набили, конечно, шишек, но зато заработали бесценный опыт и не подмочили репутацию. У нас не возникало ситуаций, когда вдруг во время проверки выясняется, что документы оформлены не совсем правильно и получается, что фирма использует труд нелегалов. К тому же удалось избежать зависимости от посредников.
Михаил Богданов
заместитель гендиректора ОАО "Третий парк"
Использование заемного труда мигрантов через сторонние организации экономически оправдано прежде всего на предприятиях с длительным производственным циклом, где загрузка постоянно колеблется, например, как в судостроении: невозможно держать весь персонал на предприятии, часть его будет не занята в текущий момент в производстве и ей придется платить за вынужденный простой до 66% от зарплаты. Это очевидно невыгодно, поэтому в периоды пиковой загрузки привлекаются трудящиеся через фирмы–подрядчики; как правило, 70% рабочих — это жители Украины, Крыма.
Александр Соловьев
глава Выборгского судостроительного завода