"Выходной Петербург". Недетские вопросы

Автор фото: globallookpress

 

За последние 10 лет детская литература кардинально изменилась: стала смелее, сложнее и откровеннее. Издательства вроде "Самоката", "Розового жирафа", "Бумкниги", "Белой вороны" и "Компасгида" издают книги о детях–инвалидах, сиротах и аутизме, об однополой любви, сталинских репрессиях, войне, холокосте и культурных различиях в разных странах мира. Зависть берет, глядя на сегодняшних подростков: о таком количестве откровенной литературы в нашем детстве мы могли только мечтать. Нет, я не хочу сказать, что книги были хуже. Был и трогательный "Сережа" Веры Пановой, и подростковая "Дорога уходит в даль" Александры Бруштейн, и история любви "Дикая собака Динго" Рувима Фраермана. Но эти книги приходилось доставать в библиотеке, многие не переиздавались, многие было не найти. Поразительно, но проблемы и темы, которые они затрагивали тогда, актуальны до сих пор. Впрочем, сегодняшнее общество пополнилось проблемами, о которых принято говорить открыто, которые принято обсуждать. А значит, и книг должно стать больше. Недавно одна моя знакомая возмутилась: "Я увидела в детском отделе книгу о мальчике, которому нравилось одеваться в женское платье с детства. Такой книге не место в детском отделе", — заявила она. "А где же ей место?" — подумала я.
Нет, я не хвалюсь своей толерантностью, я сама порой не знаю, как объяснить четырехлетней дочке, что есть дети, у которых нет родителей, так вышло, что их оставили или с родителями что–то произошло и они растут одни вместе с другими такими же детьми. Не знаю, как объяснить, почему некоторые взрослые дети сидят в инвалидных колясках и что они испытывают. Почему идут войны и почему бывают семьи, где две мамы или два папы. Я не знаю, как ей объяснить на детском языке, но это все есть среди нас, и, если я промолчу на ее вопрос, все это не исчезнет, оно останется, а понимания у нее не прибавится. Так не проще ли иметь на полке детские книги на темы, которые давно есть в обществе? Они не плохие и не хорошие, они просто есть, и об этом важно говорить. Недавно я приобрела книгу, где в забавных рисунках рассказывают малышу, как он появился на свет. Безусловно, история с аистом хороша, но рано или поздно ребенок не поверит вам, ведь в садике или школе кто–то наверняка знает, как было на самом деле. Тогда придется объяснять, что про аиста вы придумали, а все обстояло вот как.
Порой мне становится страшно, сколько всего нужно рассказать, сколько социальных вопросов необходимо объяснить, но ведь, если мы хотим проблемы рано или поздно решить и справиться с ними, нужно начинать с самих себя и со своих детей. И тогда, возможно, мир хоть на самую малость станет лучше, добрее и толерантнее.