Вот это кино: петербургские дома как декорации к фильмам

Автор фото: Андрей Кульгун, архив ДП
Помогали ли мистические истории о квартирах владельцам доходных домов зарабатывать больше? Определённо. Городские легенды привлекали публику. Более того, именно такие здания, со своей атмосферой, позднее оценил кинематограф.
Второй сезон подкаста "История по делу" рассказывает про инвестиционные инструменты прошлого. Однако рассказ про доходные дома не будет полным без информации про то, какие инновации становились конкурентными преимуществами и как повышался престиж конкретных "адресов".
В поиске интересных деталей об истории красивейших зданий Северной столицы, команду редакции поддержала группа компаний SKY TEAM, — одно из ведущих объединений Петербурга в области проектирования объектов гражданского и жилого строительства.
Дом Полежаева — одно из самых впечатляющих зданий в стиле модерн. Этот дом, манящий своей мрачной красотой, был построен в 1915 году архитектором Иваном Яковлевым, уже тогда известным своими блестящими проектами церквей и городских училищных домов.
Заказчик Михаил Полежаев являлся купцом 1-й гильдии, хлеботорговцем, общественным деятелем, гласным (депутатом) городской думы. Его семья заработала состояние на продаже зерна с Поволжья, став монополистами в этой отрасли. Участок земли, где ныне красуется дом номер 5 по Старорусской улице, он же дом 3 по Новгородской, купец Полежаев получил в наследство. Он решил построить шикарный и необычный доходный дом, что было весьма неожиданно, учитывая, что район на тот момент считался не самым удачным для строительства "элитной" недвижимости, поскольку по сути был промышленным.
Размах во истину поражал воображение: башенки со шпилями, арочные лоджии, контрастный фасад с изысканной лепниной, полуколонны, кирпичная облицовка, которая со временем потемнела и придала дому еще больше сурового обаяния и, конечно, фигуры атлантов и кариатид, облачённых в одежды эпохи Ренессанса. Но главное ожидало богатых арендаторов внутри: в доме было 10 огромных 20-комнатных квартир — причём каждая комната площадью 25–30 м. Также были предложения с 10, 7, 6 и 5 комнатами. Настоящий "класс люкс" для почтенного квартиросъёмщика.
Этот дом стал одним из первых в Петербурге, полностью обеспеченным инфраструктурой, соответствующей даже современным стандартам: электроэнергия, водопровод, газ, лифты и, самое необычное для того времени, — центральное отопление. Вопреки традициям, Яковлев выбрал для здания нетипичную планировку с открытыми дворами. Это позволило обеспечить квартиры светом и воздухом.
За схожесть с замком, дом Полежаева получил прозвище "Каркассон-на-Песках". Он привлекал богатых постояльцев своей мрачной красотой и исключительно удобной современной инфраструктурой. После революции здание перешло государству и многокомнатные квартиры превратились в коммуналки. Нижний этаж в разное время занимали городские организации. При этом, здание сохранило не только свои великолепные фасады, но и внутреннее убранство.
В 2004 году режиссёр Владимир Бортко выбрал дом Полежаева для съемок сериала "Мастер и Маргарита" несмотря на то, что действие романа, как известно, происходит в Москве. Режиссер посчитал, что некоторые сцены будут выглядеть более мистично и загадочно в Петербурге. И не прогадал: сериал, как известно, имел большой успех, а колоритное здание, то и дело появляющееся на экране, только усилило эффект. Доходный дом Полежаева мы также можем увидеть на кадрах фильма "Лето" Кирилла Серебренникова и в сериале "Бандитский Петербург".
Таинственно-мрачный вид этого здания, а также временное появление в нем "нехорошей квартиры" по сей день будоражит умы любителей мистики и городских легенд.

Не только литературные отсылки

С романом Булгакова "Мастер и Маргарита" связывают еще один петербургский доходный дом, — Толстовский, где была своя "нехорошая квартира" под №60. Само здание — ещё один из символов эпохи модерна в Петербурге. И дворы легендарного Толстовского дома, расположенного по адресу наб. Фонтанки, 54 / ул. Рубинштейна, 15–17, изображали улицы Лондона в другом легендарном сериале — "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". В этом же доме проходили съемки фильмов "Вам и не снилось", "Зимняя вишня" и сериала "Бандитский Петербург".
Граф Михаил Павлович Толстой — генерал-майор, герой войны 1877—1878 годов, почитается в Болгарии как герой-освободитель, командовал Передовой позицией при обороне Шипки. Доходный дом по его заказу возвёл "отец северного модерна в Петербурге" архитектор Фёдор Иванович Лидваль. Здесь сдавалось порядка 120 меблированных квартир, в том числе и доступной ценовой категории. Поэтому его прозвали домом всех сословий. Метраж самой небольшой квартиры (дворницкой) составлял 77 м2.
Пространственная композиция здания была нетипичной: как и в доме Полежаева, здесь нет замкнутого двора-колодца. Вместо этого Лидваль задумал сквозные арки и проходной, хорошо проветриваемый двор. Высота центральной арки достигает 7 метров (она доходит до уровня четвёртого этажа). Его план представляет из себя условную анфиладу из трёх дворов, формирующих внутридомовую улицу, которая была призвана увеличить площадь фасада, а заодно и стоимость сдаваемых квартир. Прежде двор украшал восьмигранный фонтан, от которого не так давно избавились в пользу парковки.
Автор: Роман Киташов, архив ДП
Ещё одна архитектурная особенность заключается в том, что здесь парадные лестницы доходят до самого верхнего шестого этажа, в то время как обычно жители непрестижных верхних этажей могли пользоваться лишь черновой лестницей. Парадную не продлевали выше 3-4 этажа.
Здесь также было центральное отопление, имелась собственная котельная. Помимо этого, в доме была централизованная система вакуумных пылесосов, холодильники на кухнях, мусоропроводы, электричество. Интересной на сегодняшний день инженерной особенностью является система, при помощи которой решалась проблема наледи на крыше: под козырьком была установлена специальная труба, в которую зимой подавали пар.

Новые символы эпохи

В 1998 году вышел нашумевший фильм Алексея Балабанова "Про уродов и людей". И он тоже снимался в доходном доме по адресу набережная Фонтанки, 64. Здание некогда принадлежало купцу Елисееву. Автором проекта выступил архитектор Гавриил Барановский, который также проектировал здание "Елисеевского магазина".
Внешне дом кажется весьма скромным по Петербургским меркам, его стиль можно охарактеризовать как эклектичный. Поскольку здание стоит на берегу реки, архитектор вдохновлялся итальянскими палаццо. Скромный, но изысканный декор фасада создаёт ощущение легкости, сами стены отделаны мелким облицовочным кирпичом, что крайне необычно для конца XIX века.
Вход во двор представляет собой необычную арку, а изогнутый тоннель. Такое решение было обусловлено формой участка, а также позволяло решить проблему шума, который создавался на набережной Фонтанки, где в то время ходили лодки, разгружали уголь и дрова, а также торговали рыбой.
Зато какая роскошь скрывается внутри: широкая парадная, массивные двери, лепнина, изящно переплетённый узор перил, живописные шатровые потолки. Именно в этом доме в 1890 году был установлен первый в Петербурге лифт — весьма вместительный, но внешне скромный. Новость об уникальном для того времени механизме быстро распространилась по городу. Лифт принес дополнительную славу архитектору Барановскому, - фотографии этого доходного дома печатались в солидных журналах и обсуждались в профессиональных кругах.
На другой стороне Фонтанки расположился другой роскошный доходный дом — Константина Ивановича Капустина. Здание в стиле модерн встречается в кадрах фильма "Питер FM". По сюжету главный герой картины, архитектор Максим, часто приходит на набережную, чтобы полюбоваться этим домом или сделать зарисовки. После выхода фильма дом Капустина стал ещё одним знаковым и популярным местом для романтических свиданий.
Автор: Сергей Чевалков, архив ДП
Константин Иванович Капустин — один из первых российских гонщиков, а также учредитель и казначей Санкт-Петербургского автомобильного клуба (СПАК), активно продвигал автоспорт в стране. Дом с №159 он получил в наследство, а перестройку осуществлял его друг Алексей Бубырь. Фасад здания графичный, двухцветный, невероятно стильный и без дополнительных декоративных деталей. Асимметричная крыша придаёт зданию особое великолепие и гармонизирует его облик с окружающими постройками. Капустин жил в одной из квартир, а остальные сдавал. Во дворе находился гараж, организованный специально для его автомобиля "Рено".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.