"Деловой Петербург". Моторазворот

Автор фото: Trend/Евгений Иванов

Продажи мотоциклов в Петербурге растут ежегодно на 15-25%. В прошлом году официальные продажи в городе составили более 3 тыс. мотоциклов. Дилеры на фоне падения авторынка делают ставку на мототехнику.

Ежегодно спрос на импортные мотоциклы в Петербурге растет на 15–25% в зависимости от модели. Участники рынка подсчитали, что в 2013 году продажи в Петербурге и Ленобласти составили более 3 тыс. мотоциклов и превысили 1 млрд рублей только у официальных и субдилеров — компаний, которые не заключают прямой договор с импортером, а покупают технику у официальных дилеров или привозят из–за границы. Продажи из рук в руки не считают, но они превышают официальные в 5–7 раз.

Скрытый рынок

По данным ГК " Лаура", в Петербурге около 40 тыс. мотоциклистов, и ежегодно их становится больше примерно на 1 тыс. человек. Всего в городе зарегистрировано около 75 тыс. единиц мототехники, из них около 15 тыс. — это мотоциклы, остальное — мопеды, скутеры, мотороллеры. В Петербурге официально представлены 32 марки мотоциклов и работают 38 салонов. Субдилеров в разы больше. Из–за этого дилеры и эксперты не могут оценить доли местного рынка, которые приходятся на те или иные модели. Импортеры отказываются раскрывать данные. Лишь немногие дилеры готовы раскрывать показатели продаж.
Так, " Байк Ленд " (дилер марки KTM) в год продает около 150 мотоциклов. В салонах дилера Yamaha "BBC–Моторс" в 2013 году продано 80 мотоциклов, за первое полугодие 2014 года — 44 мотоцикла, что на 10% больше, чем за первое полугодие 2013 года. Компания MOTOPRIDE в 2013 году продала 38 мотоциклов, а с начала сезона 2014 года — 16. "Сезон мы начали не в апреле, а на месяц позже", — поясняет представитель компании Павел Иванов.
По данным ГК " Лаура", за первое полугодие 2014 года продажи составили около 175 мотоциклов, что на 18% больше, чем за тот же период 2013 года. "На 2014 год мы оцениваем объем рынка Harley–Davidson в пределах 200 мотоциклов. По Suzuki эта цифра составит 150–160 единиц", — говорит руководитель службы маркетинга "Лауры" Сергей Новосельский.

Несистемный, но доходный

Руководитель отдела продаж "BBC– Моторс" Артем Макеев отмечает, что конкуренция в Петербурге увеличивается из–за роста числа субдилеров: "Они есть чуть ли не на каждом углу". Интерес к мотодилерству связан с высокой маржинальностью, говорят эксперты. Авторынок сейчас падает, в июне, по данным АЕБ, падение по России составило 17,3% по сравнению с июнем 2013 года (продано на 43 тыс. машин меньше). Да и маржинальность автобизнеса редко превышает 2–3%, а то и вовсе салоны держатся на плаву за счет допуслуг и сервиса. "Маржинальность мотобизнеса — 15–20%, в аксессуарике, которая порой равна цене мотоцикла, — от 30%", — говорит автоэксперт Виталий Новиков.
Неудивительно, что многие автодилеры продают и мотоциклы — это ГК "Лаура", "Автополе", "Панавто". "БалтАвтоТрейд" открывает центр мотоциклов BMW при автоцентре BMW на Придорожной аллее, 10. Председатель совета директоров компании Петр Тиньгаев отмечает, что это сопутствующий бизнес. "Рынок перспективный, хотя и сезонный, — говорит он. — Здесь есть возможность зарабатывать на аксессуарах и предоставлении допуслуг: мобильный выездной сервис, хранение техники вне сезона, организация кредитования и страхования, которое пока не слишком развито".
Руководитель отдела продаж мототехники ООО "Сузуки Мотор Рус" Владимир Звиряко говорит, что если на авторынке сейчас спад, то моторынок остается стабилен. По его словам, импортер открытие новых центров в Петербурге пока не планирует, но, может, в 2015 году Suzuki начнет вести переговоры.

Чего хочет клиент

Из официальных продаж примерно 2 / 3 приходится на легкие мотоциклы с объемом двигателя до 250 см3 — они больше подходят для города из–за высокой маневренности. Как поясняет Павел Иванов, выбор модели зависит от степени подготовки мотоциклиста и его финансовых возможностей. Новички предпочитают малокубаторные мотоциклы, более опытные выбирают модели с кубатурой от 450 до 800 см3.
Падает спрос и на мопеды. Теперь их владельцы обязаны получать права категории М. Однако руководитель Мотошколы № 1 Иван Панфилов говорит, что сделать это непросто: нет программ обучения.
А вот российский мотопром выглядит довольно жалко, отмечает основатель мотодвижения Life is a distance Борис Князев. "Причина — отсутствие свежих разработок, все делается еще на советских идеях", — говорит он.
Мода на мотоциклы затронула и чиновников. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко недавно признался, что стал мотоциклистом и теперь катается в районе озера Медное, заядлый мотоциклист вице–спикер областного ЗС Алексей Белоус. В Смольном мотоциклами увлекаются вице–губернатор по строительству Марат Оганесян и руководитель аппарата губернатора Давид Адамия.
Координатор фестиваля St.–Petersburg Harley Days Игорь Щербаков рассказывает, что власти активно поддерживают байк–культуру. "В 2011 году в Петербурге мы провели первый фестиваль Harley–Davidson. В 2013–м ожидали 3–5 тыс. посетителей, но пришли около 35 тыс. человек", — поясняет он.