Сомнительная безопасность

Автор фото: Ваганов Антон

Несмотря на то, что метро признано самым безопасным видом транспорта, аварии на нем случаются довольно часто. Только за последнее десятилетие в московском метро произошло восемь серьезных техногенных аварий и пять терактов.

В Московском метро сегодня, 15 июля, вновь произошла трагедия: с рельс сошли три вагона с пассажирами. Это случилось в 200 метрах от станции "Славянский бульвар", поезд ехал туда от станции "Парк Победы". Это далеко не первый случай аварий в столичной подземке.
В большинстве случаев, причиной трагедий становятся теракты. Самая крупная террористическая атака московского метро произошла в марте 2010 года. Тогда взрывы прогремели на станция метро "Лубянка" и "Парк культуры". Общее число жертв составило 41 человек, раненых — 88 человек, 73 человека были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Одним их самых масштабных терактов в метро в мире стала серия взрывов в подземке Лондона. В результате погибли 52 пассажира, а еще 700 человек получили ранения.
Однако в московской подземке за последнее десятилетие произошло еще семь техногенных катастроф. В июне 2008 года между станциями "Отрадное" и "Владыкино" Серпуховско-Тимирязевской линии 4 вагона сошли с рельсов, погибших не было. В 2011 году из московского метро было эвакуировано около 100 человек из-за пожара. После этого в 2012 году из-за аварийной остановки эскалатора травмы получили 10 человек. В прошлом году произошло сразу две аварии. Первая произошла из-за замыкания — загорелся силовой кабель. В результате аварии было эвакуировано 4,5 тыс. человек, примерно 80 человек получили ранения, 28 из них были госпитализированы. Спустя несколько дней в подземке было отключено электроснабжение между станциями "Серпуховская" и "Тульская". Пострадали более 10 человек.
В 2006 году в 400 метрах от метро "Войковская" в третий вагон с хвоста вошли 2 сваи и пробили вагон, никто не пострадал. История повторилась и в этом году. В январе из-за ошибки при строительных работах свая пробила тоннель между "Автозаводской" и "Коломенской", никто не пострадал. Тогда в Мосгосстройнадзоре пояснили, что инцидент произошел в ходе установки опоры под контактную сеть линии электропередач. При этом работы велись без разрешения на территории, которая находится в ведении РЖД.
Последняя авария случилась в марте текущего года на Арбатско-Покровской линии. Тогда затопило пути в тоннеле, один человек погиб.
Но и в мировой практике зафиксировано немало техногенных катастроф в подземке. Самой крупной из них стал пожар в метро Баку в 1995 году. В результате погибло 286 пассажиров и трое спасателей. Согласно главной версии, причиной трагедии стало то, что тяговый двигатель одного из вагонов загорелся, и растерявшийся машинист принял ошибочное решение остановить состав в узком тоннеле. Когда поезд остановился, тоннель наполнился дымом, после чего машинист сообщил об аварии и потребовал отключить электричество от контактного рельса. Из-за плохой вентиляции и слабой освещенности тоннеля многие пассажиры задохнулись или были раздавлены в панике. Однако первый вице-премьер страны Али Аббасов заявил, что главной причиной трагедии является устаревшее оборудование
Кроме того, 18 февраля 2003 года в Южной Корее в городе Тэгу произошел пожар, в результате которого погибло 198 человек, ранения получили 147 человек.
Петербург также помнит аварии в метро. Наиболее крупной стало затопление тоннеля между станциями Лесная и Площадь Мужества в 1995 году. Тогда работники метрополитена предприняли все необходимые меры, чтобы не допустить трагедии. Но последние поезда шли по воде. После этого перегон между станциями был закрыт. Новые обходные тоннели были построены только в 2004 году – движение между станциями возобновилось.
По данным Генпрокуратуры, основные причины гибели пассажиров в метро — это внезапное ухудшение самочувствия, а также неосторожные или умышленные действия других граждан, из-за которых люди и падают на рельсы. Чаще всего несчастные случаи происходят в часы пик.