"Деловой Петербург". "Нет, не был, не имею"

Автор фото: ИТАР-ТАСС

За последнее время власти РФ ограничили покупки в зарубежных онлайн-магазинах, хостинг, банковские операции и соцсети. Редактор dp.ru Михаил Шевчук - о том, что естественные личные права россиян становятся привилегией, которой награждает государство.

Новую инициативу в духе времени выдвинул депутат Госдумы Евгений Федоров. Он предложил запретить принимать на госслужбу людей, имеющих родственников за границей. Депутат чутко отреагировал на арест спецслужбами США сына другого депутата, Валерия Селезнева, подозреваемого в кибермошенничестве. Логика простая. Если у чиновника есть родственник за границей, то его могут за что–нибудь задержать, а через это давить на самого чиновника.
Понятно, что в России никаких детей чиновников задержать, чтобы давить на родителей, не могут. Иначе пришлось бы вообще запрещать им иметь родственников и брать на госслужбу исключительно круглых сирот. Но и за рубежом ситуацию тоже надо контролировать. Будущие чиновники, например, могли бы отрекаться от своих недальновидно уехавших братьев и сестер. Желательно публично, в прессе, с покаянием. Это мы уже проходили. Пока коллеги депутата Федорова прохладно встретили идею, но скидывать ее со счетов не стоит. Не всякая мысль с ходу овладевает массами, но направление–то правильное.
У нас ведь в последнее время наметился тренд сворачивания контактов с Западом. Покупки в зарубежных онлайн–магазинах, бронирование гостиниц и авиабилетов, хостинг, банковские операции, социальные сети и т. д. Да и сами поездки для некоторых уже ограничены. Почему бы и родственные контакты не пресечь?
Причем во всех этих случаях речь идет не о запрете, а об "ограничении". Ограничение — это значит, что не вообще нельзя, а можно при выполнении определенных условий и соответствии определенным критериям. Ведешь себя хорошо, ударник на производстве — разрешим, конечно, выезд. Сначала в соц–, а там, глядишь, и в капстрану. В составе делегации, никаких проблем. Банковский счет или домик за рубежом если найдем, то как бы не заметим.
Кажется, нам предлагают новую форму общественного договора, заключающегося в том, что вещи, которые нам казались естественным личным правом, явочным порядком становятся привилегией. Которой государство награждает по своему разумению.