"Выходной Петербург". Ишаки и налоги

Автор фото: ВИКТОР ТИХОМИРОВ

Вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев - о том, почему налоги нужно не повышать, а снижать.

Популярный в свое время роман "Возмутитель спокойствия", повествующий о приключениях Ходжи Насреддина, начинался с описания сцены сбора пошлин на контрольно–пропускном пункте при въезде в город Бухару. Объясняя цели визита, Насреддин заявил, что едет в гости к родственникам, и ему тут же предложили уплатить гостевую пошлину. Но я еду не в гости, возразил Ходжа, я еду по делу. Очень хорошо, откликнулся мытарь, значит, ты заплатишь и гостевую пошлину, и деловую пошлину. Насреддин рассчитался, хотел было двинуться дальше, но мастер фискальных дел остановил путника. Ты должен платить и за своего ишака, сказали Ходже, ведь если ты едешь в гости к родственникам по делу, значит, и твой ишак едет в гости к родственникам и по делу! Ты прав, почтенный, вздохнул Насреддин, у моего ишака в Бухаре действительно очень много родственников…
О том, что случилось с родственниками ишака, можно прочесть в романе, но похоже, что в недалеком будущем россиянам предстоит ощутить тяжесть налогового пресса в полной мере. Такой вывод можно сделать из рассуждений членов правительства, всерьез заговоривших о грядущем повышении налогов.
Российскому бюджету нужны деньги, причем деньги огромные. На ближайшее время, на уже одобренные целевые программы, требуется триллион рублей, еще 4 трлн понадобятся в 2017 году, не считая всех прочих расходов, субсидий и трансфертов, имя коим легион, потому что их много.
Малодиверсифицированная российская экономика имеет свойство, сильно помогающее планированию бюджета. Как экономика Кот–д’Ивуара зависит только от экспорта какао–бобов, экономика России также зависит от малого количества параметров, изменения которых, собственно, и определяют состояние казны.
Зная цену барреля нефти, цену тысячи кубов газа и курс рубля, выраженный в долларах, можно рассчитать, какие деньги окажутся в распоряжении государства и сколько сможет оно потратить. Так, Минфин уже сделал прогноз о том, что доходам от экспорта нефти предстоит сократиться — в следующем году казна недополучит от экспорта нефти 78,9 млрд рублей, а в 2016 году уже 156,4 млрд. Это вроде бы и немного по сравнению с запланированными тратами на морские мосты и газопроводы, но лиха беда начало. Казенные расходы должны будут обернуться доходами, не денежными, так политическими, и отказываться от них не хочется, придется платить.
Поскольку государство не может рассчитывать свои траты исходя из гипотез вроде скачка цен на нефть или прибытия марсиан, то ему нужны такие деньги, которое оно получит наверняка. Поэтому Минфин и предлагает повышение налогов, причем налогов, затрагивающих доходы граждан, — поскольку собрать эти налоги легче, чем лишить преференций государственные корпорации. Такой опыт уже есть, изменения в структуре базы и ставках НДС, который платит конечный потребитель, добавили в бюджет 87 млрд рублей в I квартале 2014 года. И если прямого повышения налогов на доходы, скорее всего, не будет до 2018 года, то косвенных налогов можно придумать много. Еще Гюстав Лебон, основатель социальной психологии, писал, что если самый несправедливый налог "не бросается в глаза и кажется наименее тяжелым, он легче всего будет принят массами". А Ходжа Насреддин замечал, что установление подати на слезы привело бы к новым слезам, а новые слезы — к новым податям.
Можно ли придумать для пополнения казны что–то другое вместо повышения налогов? Кроме нефти, газа и территорий у России есть и другой резерв — национальные предприниматели. По самым оптимистичным оценкам, малый и средний бизнес в нашей стране создает услуг и товаров на $400 млрд, что составляет пятую часть ВВП. В США аналогичная доля равна половине ВВП ($8 трлн). Можно сказать, что трехкратное увеличение масштабов деятельности малых и средних предприятий прибавило бы к российскому ВВП триллион долларов. Но предпринимательская активность не стимулируется увеличением "деловых пошлин". Налоговая статистика начала и середины нулевых могла бы послужить иллюстрацией к учебнику экономики, к той главе, которая рассказывает о "кривой Лаффера", демонстрирующей рост налоговых поступлений при снижении налогов. Возрастающая тяжесть налоговой нагрузки в сочетании с низкой эффективностью государственных расходов может привести не к экономическому процветанию, а к другим последствиям.