"Деловой Петербург". С недвижимостью работают оптимисты

Автор фото: Волков Павел

Спросите любого девелопера или риелтора о том, что будет с ценами на недвижимость в ближайшем будущем. Практически каждый ответит: будут расти. В недвижимости вообще почти все оптимисты. Другие на нашем поле не приживаются.

Спросите любого девелопера или риелтора о том, что будет с ценами на недвижимость в ближайшем будущем. Практически каждый ответит: будут расти. В недвижимости вообще почти все оптимисты. Другие на нашем поле не приживаются.
Тем не менее в начале года риелторы отмечали уменьшение спроса и снижение ставок на аренду жилья на 10–15%. И до сих пор ставки остаются на прежнем уровне.
Единства мнений о причинах такого спада у специалистов нет. Одни указывают на девальвацию рубля, которая якобы повлекла снижение деловой активности и платежеспособности горожан. Другие ссылаются на внешнеполитическую обстановку и ситуацию вокруг Украины. Третьи утверждают, что это снижение вполне укладывается в норму сезонных колебаний и с июля цены пойдут вверх, как это обычно бывает. Хотя бы потому, что студенты начнут подбирать себе жилье и ставки вслед за спросом поползут вверх.
Но сильнее всего звучат голоса тех специалистов, которые считают, что причина падения ставок на аренду жилья — в перенасыщении рынка новым предложением.
Действительно, темп ввода новостроек в Петербурге замедлился, но показатели все равно растут. Так, в 2013 году было введено 2,58 млн м2 против 2,57 млн м2 в 2012 году. А за I квартал 2014 года — уже 0,93 млн м2, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По мере роста показателей ввода усиливаются страхи инвесторов. Ведь количество жилья, приобретаемого для последующей сдачи в аренду, растет и уже превышает 12% от общей площади новостроек (сразу после кризиса она составляла 7,5%). Но так ли быстро растет аудитория, которая формирует спрос на арендное жилье?
Я думаю, что страхи инвесторов напрасны. Во–первых, в последние годы в стране наблюдался рост рождаемости. И даже в Петербурге, который довольно долго называли вымирающим городом, рождаемость превышает смертность. Во–вторых, пока шестеренки российской экономики продолжают вращаться, город остается привлекательным для мигрантов. Главная угроза в том, что бум в недвижимости — это производная ситуации на рынке углеводородов. Последние 10 лет экономика страны росла вместе с ростом цен на энергоносители.
Но с начала мирового финансового кризиса цена на нефть колебалась возле отметки в $100–110 за баррель. Фактически затухающий с 2008 года рост экономики был обусловлен инерционным фактором и вводом в строй заложенных ранее крупных проектов в секторе добычи и транспортировки сырья.
В конце мая этого года во время визита президента Владимира Путина в Китай был подписан эпохальный контракт на поставку газа в Поднебесную. Но возможность дальнейшего роста "газономики" выглядит сомнительно. К тому же секретность вокруг конечной цены за газ лишь усиливает скепсис.
На мой взгляд, если что–то и сможет обрушить рынок аренды жилья в Северной столице, то это не строительный бум, а падение доходов населения. Но, как я уже говорил, в недвижимости работают оптимисты.