Инвентаризация "Пассажиравтотранса"

Автор фото: Грин Евгений
Александр Бебенин генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс»

Начались проверки активов  "Пассажиравтотранса": прокуратура требует прекратить сдавать его площади в аренду. Возможно, это один из этапов плана по национализации рынка пассажирских перевозок: чиновники решили прекратить распылять ресурсы и помогать конкурентам.

Прокуратура Красногвардейского района Петербурга проверила одну из площадок СПб ГУП "Пассажиравтотранс" на улице Стасовой. Там, неподалеку от проспекта Энергетиков, находится "Учебный комбинат "Пассажиравтотранса" и автобусный парк №6. В автопарке расположена парковка и ремонт части автобусов. "Учебный комбинат" — автошкола, в которой готовят водителей разных категорий, в том числе категории D. Завершив обучение на категорию D, водители могут пойти работать как в сам "Пассажиравтотранс", так и в другие автобусные парки.  
Часть этих территорий "Пассажиравтотранс" сдавал в аренду без проведения конкурса и без согласования со Смольным, сообщили сегодня в прокуратуре. Среди арендаторов были конкуренты "Пассажиравтотранса" — коммерческий перевозчик ООО "Петербургская Транспортная Компания" ("ПТК"). Игроки рынка в беседе с dp.ru удивились этой новости.
"Вообще-то "ПТК" арендует и под свой автопарк часть другой площадки "Пассажиравтотранса" на пр. Стачек. Интересно, там аренда тоже происходит с нарушениями? И проверят ли эту площадку? Не знал, что они базировались и в автобусном парке №6", — сказал dp.ru один из игроков рынка пассажирских перевозок на условиях анонимности. В самом "ПТК" dp.ru не смогли оперативно пояснить, на каких условиях арендовалась площадка.
Еще четыре арендатора "Пассажиравтотранса" занимались продажей и ремонтом автомобилей. По данным СПАРК, такова была специализация ООО "Трейлер Маркет", ЗАО "Трак и трейлер Сервис", ООО "Форсаж" и ООО "Петро-сервис". Арендаторами "Пассажиравтотранса" была и столовая для сотрудников ГУПа ООО "ТриО", и ООО "МБС", петербургский оператор аквабусов.
Не уточняется, какие площади и по каким расценкам "Пассажиравтотранс" предоставлял своим арендаторам. В компаниях тоже отказываются сообщить dp.ru эту информацию. Так или иначе, "Пассажиравтотранс" – предприятие, подведомственное комитету по транспорту, и все его площадки находятся в государственной собственности. Их сдачу в аренду нужно согласовывать со Смольным в лице комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) и проводить соответствующие открытые конкурсы с размещением документации на портале госзакупок.
За нарушения "Пассажиравтотранс" не оштрафовали. "Прокуратура района внесла представление об устранении нарушений", — миролюбиво сообщают в ведомстве.
В "Пассажиравтотрансе" заявили dp.ru, что все нарушения уже устранены, а сам инцидент комментировать отказались. Устранение нарушений заключается в том, что ГУП разорвал договоры с "Трейлер Маркет", "Трак и трейлер Сервис", "Форсажем", "Петро-сервисом" и "МБС", а "ПТК" и "ТриО" направили запросы в КУГИ. В запросе "ПТК" говорится, что компания занимается не только коммерческими, но и социальными перевозками, а значит, имеет право на преференции при аренде. Запрос "ТриО" указывает на то, что компания уже обеспечивает питание сотрудников "Пассажиравтотранса" и, если надо, готова участвовать в конкурсе.
У "Пассажиравтотранса" в Петербурге много активов. В структуру предприятия сегодня входит автовокзал, учебный комбинат, медико-санитарная часть №70, детский лагерь "Чайка" и шесть автобусных парков на проспекте Стачек, на Днепропетровской, Кубинской, Автобусной и упомянутой выше Стасовой улицах, а также в Колпино на Финляндской улице. При этом медико-санитарная часть ГУПа настолько убыточна, что предприятие уже не первый год пытается перевести ее на баланс комитета по здравоохранению. Но и там не горят желанием получить еще один убыточный актив, и затягивают процесс с помощью бюрократических проволочек.
Транспортная политика Смольного в последнее время нацелена на перевод всех петербургских автобусных маршрутов в формат социальных. Вероятно, в рамках этой программы чиновники и начинают проверки подведомственного предприятия.
Однако в комитете по транспорту  сделали вид, что проблемы подведомственного ГУПа их не касаются, и порекомендовали dp.ru обращаться в сам "Пассажиравтотранс".
Сегодня "Пассажиравтотранс" обслуживает свои маршруты за счет субсидий Смольного. В 2012 году они, по данным СПАРК, составили 3,9 млрд рублей. Убыток предприятия в 2012 году составил более 3,6 млн рублей. Данных за 2013 год пока нет, но анонсировалась бюджетная субсидия ГУПу на 2013 год в размере 5,8 млрд рублей. Город регулярно выделяет деньги на закупки новых автобусов. Только в этом году на обновление автопарка автобусов и эвакуаторов выделяется 900 млн рублей из городского бюджета (контракт на закупку рассчитан на три года). Кроме этой суммы, "Пассажиравтотранс" выделит на закупку новых автобусов в 2014 году еще 300 млн рублей из собственных средств. Благодаря городским субсидиям, средняя зарплата водителя "Пассажиравтотранса" — самая высокая в отрасли в городе. Она составляет 44 тыс. рублей против 30 тыс. рублей водительской зарплаты у частных перевозчиков.
Чиновники пока не разработали четкой стратегии для того, чтобы сделать работу своего ГУПа прозрачной и добиться самоокупаемости, полагают эксперты. При этом им очень хочется вывести предприятие на прибыль, и они предпринимают хаотичные действия в этом направлении. Проверка площадки на улице Стасовой — одно из таких действий.
"Куда в "Пассажиравтотрансе" уходят деньги, непонятно. ГУП работает в ноль, когда с такими государственными инвестициями частные перевозчики выдали бы реальную прибыль до 50% отложенных средств, а рентабельность составила бы до 42%. И, кстати, не стоит забывать о том, что новые автобусы закупаются по не самым низким ценам. На этом тоже можно было бы экономить. В Смольном, наверное, не хотят об этом задумываться. Им нужна "ручная", "карманная" компания. С другой стороны, чиновники все-таки хотят, чтобы "Пассажиравтотранс" приносил деньги. ГУП, хоть и принадлежит городу на 100%, но остается юрлицом со своим балансом, доходами, расходами, кредитами. А пока предприятие убыточно, город должен добавлять ему финансирования: либо отнимая прибыльные маршруты у частных перевозчиков под прикрытием определения "обеспечивающая сеть", либо позволяя сдавать площадки в аренду, пусть даже и не совсем легально", — отметил в беседе с dp.ru Василий Киселев, руководитель Ассоциации перевозчиков пассажиров.