"Деловой Петербург". Автопром просится в зону

Автор фото: Тихонов Михаил
Знак "Движение запрещено" на фоне стоянки новых автомобилей на охраняемой площадке.

Петербург и Ленобласть из-за высоких зарплат, дорогой земли и отсутствия льгот проигрывают другим регионам в борьбе за инвестиции автопроизводителей. Повысить привлекательность местного автокластера может включение в особую экономическую зону.

Объемы продаж новых автомобилей в России падают: в 2013 году было продано 2,78 млн машин — на 5,5% меньше, чем в 2012–м. Выпуск автомобилей за тот же период, по данным Росстата, сократился на 2%, до 1,9 млн штук. Отдельные производители демонстрируют более впечатляющие показатели: так, завод Ford во Всеволожске сократил производство в 2013 году на 36%. Вдобавок у автозаводов растут издержки на ведение бизнеса: на оплату труда, коммунальных услуг и транспортные расходы. Чтобы минимизировать потери, автозаводы идут в другие российские регионы, например, Scania ведет переговоры с Псковской областью. Зарплаты там меньше, чем в Петербурге и Ленобласти, а региональные власти предлагают инвесторам множество преференций. В связи с этим уже осенью Госдума РФ может принять пролоббированные местными автопроизводителями поправки в закон об особых экономических зонах (ОЭЗ), и петербургский автокластер может войти в состав местной ОЭЗ.

Заводские расценки

Наиболее перспективными для развития автопрома участники рынка считают Татарстан, Калугу и Калининград. По оценке экспертов, открытие среднего завода по выпуску автокомпонентов в Татарстане в ОЭЗ "Алабуга" обходится в 5 млн рублей, в Петербурге затраты на аналогичное предприятие были бы в несколько раз больше. Размер инвестиций в создание нового автозавода в зависимости от региона тоже отличается в разы. По оценке президента "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС" Дмитрия Михайлова, в среднем на запуск предприятия с полноценной промышленной сборкой требуется $150 – 200 млн. По его словам, Петербург интересен для Nissan с точки зрения локации, наличия квалифицированного персонала, но его инвестиционная привлекательность падает из–за высокой стоимости земли, рабочей силы, подключения инженерных коммуникаций. Например, средняя зарплата в Петербурге — 37,6 тыс. рублей, в Калуге и Елабуге — 25 тыс., в Елабужском районе — 18 тыс.
Хотя в ближайшее время развитие отечественного автопрома будет идти в основном за счет производителей автокомпонентов, но может появиться и два–три новых автосборочных проекта, говорит Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб". Например, Fiat, который ранее присматривался к Петербургу, но так и не смог найти подходящего участка с инфраструктурой.
"Скорее всего, эти компании будут смотреть на Калининград, Дальний Восток или юг России", — считает Михаил Чаплыгин.

Проблемная специфика

В новых автокластерах инвесторам обеспечиваются преференции, которых нет в Петербурге и Ленобласти. Например, в ОЭЗ "Алабуга" ставка налога на прибыль составляет 13,5%, на имущество — 0,1%, на несколько лет замораживаются расценки на энергоносители.
В Калуге инвесторы получают отсрочку по уплате налога на имущество на 1 – 5 лет, сниженный до 15,5% налог на прибыль.
В Калининградской специальной экономической зоне помимо налоговых льгот автопредприятиям дано право организовать крупноузловую сборку без обязательств по локализации. Кроме того, в Петербурге автопром сталкивается с трудностями, которые легко можно устранить на уровне региональных властей. Например, в прошлом году разразился скандал, когда Смольный увеличил кадастровую оценку земли, по которой рассчитывается налог на землю. Например, в результате переоценки земельный участок компании Toyota вырос в цене примерно в 4 раза, до 4,3 млрд рублей, а следовательно, во столько же раз возросли бы налоговые отчисления компании. Но ей удалось оспорить оценку в суде и снизить налоговые отчисления.
Кроме экономических проблем автомобилестроители сталкиваются с законодательными барьерами. Американская General Motors не может реализовать планы по существенному расширению производства в промзоне Шушары из–за местных экологических нормативов, ограничивающих выбросы в атмосферу.

Что делать

Конкурентоспособность Петербурга и Ленобласти вырастет, если льготы петербургской ОЭЗ распространят не только на технико–внедренческие предприятия, но и на автопром, а также в состав ОЭЗ войдут областные территории, считает Дмитрий Качков из ОАО "ОЭЗ". Такие поправки в федеральный закон Госдума обсудит этой осенью. Для резидентов петербургской ОЭЗ налог на прибыль составляет 13,5%, они освобождены на 5 лет от земельного и транспортного налогов и на 10 лет — от налога на имущество. Местные власти также обещают разработать комплекс мер по привлечению инвесторов в автопром. Однако время во многом уже упущено.
Поставщики автокомплектующих идут в Петербург медленнее, чем хотелось бы. Если раньше к нам обращались только по размещению в Петербурге и Ленобласти, то сейчас интересуются и отдаленными регионами, например, Калугой, где таким инвесторам предлагаются привлекательные условия. Петербург и Ленобласть тоже готовят меры привлечения инвесторов. Производители–автокомпонентщики — это в основном малый и средний бизнес, они арендуют помещения от 500 м2, штат сотрудников — от 20 человек. Для них важны не льготы ОЭЗ, куда они не попадают из–за своих небольших масштабов, а преференции местных властей.
Майя Свиридова
представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в Северо–Западном федеральном округе