"Выходной Петербург". Чтобы не спать спокойно

Автор фото: globallookpress

Роман Игоря Шнуренко "Начальник Башни"

Упаковка часто обманывает. Только очень наивный человек способен зайти в "Музей шоколада", ожидая попасть именно в музей. Или, услышав джингл теленовостей, ожидать именно новостей. Или, откликнувшись на заборное объявление: "русская красавица искупает в море чая" — надеяться на встречу с Варварой–красой, длинной косой и ее Иваном Иванычем Самоваром.
Роман Игоря Шнуренко "Начальник Башни", только что вышедший в свет в издательстве "Современная литература", — исключение из этого правила. На обложке книги обозначено название серии: "Новая крупная проза", — и под обложкой — действительно новая крупная проза. Настолько крупная, что можно сказать: с ее появлением русская литература обрела большого и неординарного писателя.
Игорь Шнуренко, впрочем, не новое имя для того, кто следит за эфирным или печатным словом. Известный журналист, обладатель честных зарубежных и отечественных профессиональных наград, он один из тех, кого принято считать людьми хорошо информированными. И его знакомство с реалиями Северной столицы России вполне запечатлелось в его романе, "первом романе о втором Петербурге": это, можно сказать, вполне реалистический реализм, документальная вещь.
Читатель легко опознает здесь многих светских персонажей, тружеников пера (в разных смыслах этого слова), капитанов большого бизнеса, высокопоставленных бюрократов, — и даже того господина с тусклым взглядом, имя которого, подобно имени Бога в некоторых религиях, лучше не упоминать: может аукнуться. Эти персоны политкорректно упакованы в камуфляжи, вуали и псевдонимы, — но узнаваемы, и, можно сказать прямо, их светлые и грязные тайны вовсе не тайны для автора романа. Писатель детально описывает события, которые совсем еще недавно, время от времени, странными своими фрагментами прорывались на свет между джинглами теленовостей и заставляли цепенеть тех, кто способен замечать происходящее. Писатель обнажает скрытые пружины этих сюжетов и не жалеет читателя: ты же научился читать? Тогда читай правду, "Начальник Башни" — литература честная.
Далеко не всякий автор способен выстроить текст крупной формы, не превратив его в набор более или менее связанных либо никак не связанных друг с другом историй. Создать сюжетный роман не удавалось порой и бессмертным: "Декамерон", главная книга Джованни Боккаччо, — копилка фривольных новелл, "Евгений Онегин", не станем отрицать, — "собранье пестрых глав", "Мертвые души" — вереница тягостных кошмаров. Роман "Начальник Башни", несмотря на свою выраженную фактографичность, крепко сбит, сюжетен, события в нем вытекают одно из другого, развиваются, стремительно увлекают читателя через кульминацию к финалу, в котором этого читателя ждет катарсис, вещь в литературе не столь уж частая.
"Начальник Башни" — произведение жесткое, без избыточной романтики, здесь даже мистика рациональна. Не тратя слов попусту, автор говорит лишь о самом важном для каждого: о любви и о смерти. При этом Шнуренко, в отличие от многих, понимает, где он, когда и для чего. Отвечая на обстоятельства, вызовы и ожидания наступившей эпохи, писатель демонстрирует читателю предметы в их законченных формах: любовь — в формах проституции и порнографии, смерть — как расчлененку и трупоедение.
И все же это светлая книга: своим нетривиальным сюжетом, скандальными откровениями, на самых отвратительных примерах она учит читателя вещам, которые ему просто необходимы. В истории нравственной эволюции персонажей заключена деликатная и очень уместная дидактика.
Впрочем, не всякому эту книгу следует прочитать: наивные люди потом спать не смогут.