Конституционный суд, как и ожидалось, постановил вернуть досрочное голосование на выборы. Осталось понять, какой именно механизм придумают власти, чтобы избежать обвинений в фальсификациях. Раньше "досрочка" вызывала массовые жалобы на административный ресурс.
С делом о досрочном голосовании Конституционный суд РФ управился довольно быстро — началось рассмотрение 27 марта. Судьи постановили, что отсутствие такого механизма "ограничивает избирательные права граждан, которые в день голосования по уважительной причине не могут прибыть на избирательный участок". Уважительные причины, например, такие: "отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья".
То есть, проще говоря, досрочно смогут проголосовать те, кто несет дежурство на службе в день выборов или те, кто работает посменно. А таких людей довольно много — одних только полицейских в городе более 40 тысяч человек. Интересно упоминание об отпуске — учитывая, что он может составлять и месяц, для защиты прав избирателей, видимо, придется установить срок "досрочки" более чем в 30 дней. Но детали правил досрочного голосования теперь на усмотрении депутатов.
На федеральных и региональных выборах досрочное голосование применялось до 2001 года, а на муниципальных — до 2010-го. Таким образом, возврат его — это возврат не просто в "домедведевские" времена, а даже в "допутинские" "лихие 90-е". Дмитрий Медведев в бытность президентом лично инициировал отмену "досрочки", прямо заявив, что это слишком часто дает повод для обвинений в фальсификациях.
Однако представители и Госдумы, и президента в КС поддержали возвращение этого механизма. "Институт досрочного голосования выступает в качестве одного из механизмов, гарантирующих гражданам реализацию активного избирательного права в случае невозможности проголосовать в день выборов, — пришли к выводу судьи. — Между тем при отказе от ранее действовавших механизмов законодатель не должен действовать произвольно и не вправе нарушать конституционные принципы свободных выборов". По решению суда, парламентарии должны внести изменения в законы, а до тех пор "гражданам, которые в день голосования по уважительной причине будут отсутствовать по месту жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, должна быть обеспечена возможность проголосовать досрочно".
Досрочное голосование — это по сути "скрытое" голосование, которое в реальности невозможно полностью проконтролировать. В день выборов на участках находятся наблюдатели, избирком в полном составе, полицейские, кандидаты, есть видеонаблюдение. До этого дня всего этого нет, и что бы ни придумали депутаты, урны с бюллетенями все равно будут на какое-то время (хотя бы ночью) оставаться без стороннего присмотра, а значит, не гарантировано отсутствие вбросов. Хранение бюллетеней в запечатанных конвертах не выход, так как в комплекте с паспортными данными неконкретного избирателя это будет нарушением тайны голосования, а без них все равно нет смысла — то же самое и получается.
Специалисты признают, что противоречие есть, и предлагают варианты решения. Так, председатель комитета по законодательству ЗакСа Виталий Милонов выражал мнение, что урны нужно поставить под публичным обзором, а председатель Горизбиркома Алексей Пучнин — что надо обеспечить работу наблюдателей на участках в период досрочного голосования. Но вряд ли кто-то из политических сил сможет организовать круглосуточный надзор.
Таким образом, согласно предписанию КС, на муниципальных выборах в сентябре досрочное голосование уже будет работать. На выборах в Петербурге 2004 года, до его отмены, "досрочка" обеспечила половину всей явки: еще до дня выборов на участках уже проголосовало 8-10%, а на некоторых и до 40% избирателей при явке в 20%. Тогда оппозиция заявляла в суд о большом количестве вброшенных бюллетеней. Использовались разнообразные приемы — в школах (где размещаются в основном избирательные участки) массово назначались родительские собрания на дни перед голосованием, где и собирались голоса. Были и жалобы на прямой подкуп избирателей, а муниципалы завлекали горожан на "досрочку" любыми способами, организуя киносеансы, праздники и лекции. Естественно, в таких условиях большую часть избирателей составляли пенсионеры и бюджетники.