Александр Сологуб, Ирина Панкратова Все статьи автора
10 апреля 2014, 10:00 3614

"Деловой Петербург". Уступи дорогу государству

Фото: Москалев Георгий

Смольный готов потратить 22 млрд рублей на то, чтобы весь наземный общественный транспорт стал государственным. Идея не нова - в 2007 году чиновники предлагали оставить только социальные маршруты. Объем рынка перевозок оценивают в 24 млрд рублей.

Комитет по транспорту Смольного, возглавляемый Александром Воробьевым, разрабатывает план поэтапного замещения к 2017 году коммерческих автобусных маршрутов социальными. Главное отличие социальных маршрутов от коммерческих в том, что автобусы, работающие на них, перевозят льготников, а тариф на проезд устанавливает городская администрация (сейчас разовый проезд стоит 25 рублей, на коммерческих маршрутах льгот нет, а тариф от 30 рублей).

Всего в Петербурге 767 маршрутов наземного общественного транспорта. Из них 317 коммерческих и 224 социальных обслуживают 16 частных компаний — они контролируют 63% рынка наземного общественного транспорта, годовая емкость которого составляет примерно 24 млрд рублей. Благодаря перекрестному финансированию частные перевозчики сохраняют прибыльный бизнес: прибыль от коммерческих маршрутов покрывает убытки по социальным.

Остальные 37% рынка делят между собой ГУПы: "Пассажиравтотранс" (автобусы; примерно 27% рынка) и "Горэлектротранс" (троллейбусы, трамваи; 10% рынка). На данный момент ГУПы обслуживают всего 226 маршрутов (из них 40 трамвайных и 44 троллейбусных).

По мнению участников рынка, замещая коммерческие маршруты социальными, транспортные чиновники Смольного хотят вытеснить с рынка городских пассажирских перевозок все частные компании.

Цена вопроса

Всего на огосударствление общественного транспорта с 2014 по 2017 годы Смольный рассчитывает потратить из городского бюджета 22 млрд рублей. Из этой суммы 6,4 млрд рублей пойдут на субсидии перевозчикам, а 14,8 млрд рублей на закупку нового подвижного состава для них. За это время предполагается запустить 68 новых автобусных маршрутов, один троллейбусный и четыре трамвайных. Еще 0,8 млрд рублей будет израсходовано на обустройство дополнительных остановок, чтобы уменьшить интервал движения на некоторых маршрутах.

При этом в комитете по транспорту пояснили, что пока все цифры предварительные. "Проект документа сейчас в форме заявки находится на рассмотрении в комитете по финансам, и там его могут скорректировать, объемы финансирования могут значительно снизиться", — добавили в комитете по транспорту.

Идея чиновников не нова. В 2007 году ее впервые высказал нынешний начальник ГКУ "Организатор перевозок" (подчиняется комитету по транспорту) Кирилл Петренко. В 2007 году он возглавлял отдел организации пассажирских перевозок комитета по транспорту и предложил упразднить коммерческие маршруты, оставив на рынке только городского перевозчика.

ГКУ "Организатор перевозок", созданное в 2005 году городским правительством, сегодня играет ключевую роль на рынке пассажирских перевозок. Оно продает электронные проездные билеты и контролирует уже более 60% денежного потока этого рынка.

В этой связи увеличение доли социальных маршрутов на руку Смольному: благодаря этому транспортные чиновники смогут полностью контролировать движение денежных средств без участия коммерческих структур, многие из которых до сих пор принимают оплату за проезд по старинке — наличными через водителя или кондуктора.

Именно из–за этого, кстати, частников нередко подозревают в том, что они причастны к рынку обналичивания денежных средств, на что они сильно обижаются и готовы в суде доказать свою непричастность к этому грязному делу.

Битва за разработанные линии

Хотя формально новый план реформирования общественного транспорта еще не принят, чиновники уже вовсю отнимают наиболее прибыльные маршруты у частных компаний и передают в пользование "Пассажиравтотрансу".

Так, в конце прошлого года ГУПу отошли все автобусные маршруты на Лиговском пр. "Третьего парка", принадлежащего Евгении и Владимиру Дьяковским.

Компания получила эти маршруты на конкурсе комитета по транспорту. В прошлом году истек срок контракта, а очередной конкурс по распределению маршрутов ожидается в 2015 году.

Смольный решил не продлевать контракт с частным перевозчиком, а просто передал уже наработанные маршруты городской компании. Теперь по Лиговке вместо 120 автобусов "Третьего парка" ходят около 60 автобусов "Пассажиравтотранса".

"Третий парк" пытается оспорить решение чиновников в суде. Тем более, что специально для работы на этих маршрутах по требованию чиновников перевозчик потратил 1 млрд рублей на покупку 200 новых автобусов.

Шансы на победу у компании есть, во всяком случае ООО "ПТК" Юрия Антонова, оказавшись в аналогичной ситуации, в середине марта успешно оспорило в суде право на незаконно отобранные у нее в декабре маршруты в Сертолово.

Мобилизация маршрутов в Колпино

На очереди раздел маршрутов крупнейшего перевозчика Петербурга — "Питеравто".

Компания вскоре может лишиться права обслуживать 16 коммерческих маршрутов в Колпино. Они могут быть переданы в эксплуатацию "Пассажиравтотрансу". В результате в Колпино у "Питеравто" останется только 30 социальных маршрутов и избыточный подвижной состав в количестве 300 автобусов средней и большой вместимости. "Пока не решено, будут ликвидированы сразу все коммерческие маршруты или на первом этапе только половина, а потом остальные", — говорит один из участников рынка.

В самой компании подтвердили информацию, пояснив, что ведут переговоры со Смольным.

Кухонные разговоры

На условиях анонимности один из участников рынка, близкий к Смольному, сообщил, что, возможно, чиновники дадут "Питеравто" один–два новых маршрута в Колпино, а основной поток пассажиров по раскатанным направлениям уйдет в "Пассажиравтотранс".

"С начала этого года очень активно возрождается колпинский автопарк ГУПа. Количество автобусов в парке в течение 2014 года планируется увеличить с 140 до 190 единиц. Примерно 10 автобусов уже прибыли из других парков в начале января, еще 10 прибудут из Сочи", — добавил собеседник "ДП".

При этом он отметил, что старт эксперимента по увеличению доли социального общественного транспорта в Колпинском районе Петербурга намечен на 1 июля этого года, а в случае признания его результатов неуспешными будет завершен к 1 января 2015 года.

Также на условиях анонимности один из бизнесменов выразил "ДП" типичное мнение большинства перевозчиков: "Политика нынешнего главы комитета Александра Воробьева нацелена на то, чтобы переключить максимум маршрутов на ГУП. Для горожан эти изменения не будут заметны. Просто комитет хочет управлять организациями, которые подчинены ему на 100%, а не соблюдать условия договора, не заниматься бизнесом".

Мы не против того, чтобы все маршруты были социальными. Но нужно помнить, что из прибыли по коммерческим маршрутам перевозчики покрывают частично убытки по социальным и Смольный благодаря этому может экономить на субсидиях. А после отмены коммерческих маршрутов городу придется больше средств выделять на субсидии. Любая реформа требует больших денег, думаю, пыл транспортного комитета поубавится, когда они посчитают возможные расходы. Только мы в очередной раз в результате экспериментов комитета, возможно, недосчитаемся на рынке компаний.
Василий Киселев
Василий Киселев
председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт–Петербурга
Если комитет по транспорту уже принял решение об отказе от коммерческих перевозок, то чиновникам следует сделать официальное заявление об этом. Сейчас перевозчики готовятся к конкурсу, запланированному на 2015 год. Закупаются новые автобусы. Если они не потребуются, то об этом хотелось бы знать заранее. А если говорить о новых условиях конкурса, то о них нужно объявлять сейчас и проводить новый конкурс. И в нем, на наш взгляд, должны участвовать на общих основаниях все компании. В том числе участие в конкурсе должно принять и ГУП "Пассажиравтотранс".
Алексей Ивин
генеральный директор Петербургской транспортной компании
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама