Второй фронт укрепления дружбы

Порадовав россиян присоединением Крыма, Путин тут же повернулся лицом к Средней Азии, разрешив мигрантам-таджикам жить в России не год, а три. Националистам дают понять — в нагрузку к Крыму "идет" и более тесная дружба со среднеазиатскими республиками.

Владимир Путин подписал закон об увеличении втрое — с одного года до трех лет — срока, на который приезжие из Таджикистана могут получить разрешение на работу в России. Сейчас мигранты из стран с безвизовым режимом могут получить его на год, но подписанные президентом поправки в соглашение между Москвой и Душанбе о трудовой деятельности дают право таджикам находиться в России три года безвыездно.
Объем трудовой миграции между странами высок — в 2013 году, по данным миграционных властей Таджикистана, в Россию на заработки уехало около 800 тысяч человек, обратно вернулось 643 тысячи. Большинство из них наверняка просто совершают положенный по закону ежегодный визит на родину.
Дмитрий Медведев тем временем сообщил, что Россия должна развивать перспективную евразийскую интеграцию. То есть он, конечно, оговорился, что отношения нужны и с Европой, и с Америкой, и вообще со всеми, но "переоценить свое участие в глобальной экономике" пришла, по мнению премьер-министра, пора.
Евразийская интеграция — это в первую очередь и есть интеграция с бывшими советскими республиками Средней Азии. Накануне Госдума одобрила в первом чтении законопроект о получении иностранцами, владеющими русским языком, российского гражданства в упрощенном порядке. Условие — быть потомком жителей СССР. Против выступали только справороссы, увидевшие опасность наплыва мигрантов из Средней Азии. Парламентское большинство же уверяло, что ничего подобного не случится.
Год назад тенденция была другой — депутаты пачками писали законопроекты об ужесточении и усложнении трудовой миграции в Россию. Кое-что даже было принято. Но теперь концепция вновь меняется, причем непосредственно после присоединения Крыма. Национал-патриотические силы восприняли его с большим душевным подъемом, но одновременно эти же самые силы как правило выражают недовольство засильем гастарбайтеров. Путин же приковывает к России азиатские республики зависимостью от рынка труда.
Путин не в первый раз демонстрирует движение собственным курсом, который иногда совпадает с линией националистов, а иногда не совпадает. Тогда они на время чувствуют себя глупо, но потом им снова говорят или делают что-нибудь приятное. Судя по жадному возвращению советских артефактов в виде введения норм ГТО, переименования информагентства ИТАР-ТАСС обратно в ТАСС, а —ВВЦ  обратно в ВДНХ, стратегическая цель все же лежит скорее в русле возвращения в СССР (насколько это, конечно, возможно). Только региональные власти подумают, что уловили тренд и начнут бороться с мигрантами, а глава ГУ МВД Сергей Умнов расскажет депутатам о росте этнической преступности и межнациональных конфликтов в Петербурге, как приходит совсем другой сигнал.
Националисты в будущем могут быть разочарованы — ведь в СССР подавлялись попытки продвижения в том числе и русского национализма, они не должны были, согласно генеральной линии партии, противоречить принципу дружбы народов. Им придется полюбить мигрантов, другого выхода нет. С другой стороны, именно рост национальных противоречий, связанный с разницей культурных особенностей на фоне высокой рождаемости в национальных окраинах стал одним из факторов, разваливших Союз.