В маршрутки поддадут газа

Автор фото: Волков Павел

Частным перевозчикам придется закупить автобусы на газе за 12,5 млн рублей, чтобы продлить договор с комитетом по транспорту до 2020 года. Никаких субсидий на закупку подвижного состава перевозчикам не предоставят.

Чиновники обещают, что через шесть лет "газовых" автобусов в городе будет не менее 800. На газ перейдут в том числе и автобусы коммерческих перевозчиков. Они обязаны участвовать в этой программе.
Задачу перевести на газомоторное топливо 50% общественного транспорта в мегаполисах поставил год назад премьер Дмитрий Медведев по указанию президента Владимира Путина. Но как эта задача будет реализована в Петербурге, чиновники пока представляют смутно. Всего в городе сегодня около 1600 автобусов ГУП "Пассажиравтотранс".
Сейчас в городе лишь 45 автобусов с комплектом ГБО (газобалонное оборудование). Они были закуплены "Пассажиравтотрансом" и курсируют, заправляясь метаном на заправке "Газпром-нефти" на Пулковском шоссе, 42А.  
Автобусы, работающие на газовом топливе, стоят на 15% дороже обычных, в среднем около 12,5 млн рублей за одну машину. Так, около 280 млн рублей в прошлом году потратили на закупку 30 газовых машин для "Пассажиравтотранса". Затем город закупил еще 15 автобусов по цене более 180 млн рублей. Средства выделялись из бюджета Петербурга.
Коммерческие компании не готовы на такие расходы. Как ранее рассказывал dp.ru Михаил Богданов, первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк", переходить на газ коммерческие перевозчики не намерены, пока у них не будет "подтвержденного объема заказов". Речь идет о том, что в 2015 году договоры большинства перевозчиков со Смольным истекают. Из-за этого бизнесмены опасаются инвестировать в закупки подвижного состава, в том числе и в закупку газовых автобусов. У них нет уверенности, что новые машины удастся использовать и вывести на самоокупаемость.
Как сообщил dp.ru Александр Воробьев, председатель комитета по транспорту, в течение нескольких недель чиновники подготовят условия конкурсов, в которых предложат поучаствовать частным перевозчикам в 2015 году. С победителем заключат контракт до 2020 года. Скорее всего, среди условий конкурса будет наличие 8-9 автобусов, которые работают на газовом топливе. Их стоимость составит около 100 млн рублей плюс затраты на их содержание, например, на оборудование ремонтного цеха на территории автопарка. "Никаких субсидий на закупку подвижного состава мы частным перевозчикам точно не предоставим. Максимум – послабления в налоговой системе", - заявил Воробьев.
Так же Воробьев уточнил, что срок контракта будет по-прежнему составлять не более 5 лет. Ранее перевозчики ссылались на то, что заинтересованы в более долгосрочных контрактах, а иначе они не могут планировать долгосрочные инвестиции. Но глава комитет по транспорту придерживается другого мнения. "Перевозчик планирует свой бюджет на год вперед. Чтобы понять выгоду газового автобуса, достаточно провести такое годовое планирование. Если перевозчик не умеет это делать, пусть идет учиться в специализированный университет", - заявил он. Воробьев уверен, что экономия топлива, благодаря комплекту ГБО, составляет около 38%, и это компенсирует все расходы.
Коммерческие перевозчики ссылаются на неразвитую инфраструктуру. Пока автобус едет до единственной заправки на Пулковском шоссе и обратно на свой маршрут, он тратит почти все сэкономленное топливо. Воробьев, однако, уверен, что дизельных заправок тоже мало, и до них тоже нужно долго ехать. На самом деле, в Петербурге десятки заправок, которые работают с пропан-бутаном. Тем не менее, чиновники пока опираются именно на метан, где монополистом выступает "Газпром-нефть" со своей единственной заправкой на Пулковском шоссе.
Основным плюсом метана (компримированный природный газ, КПГ) считается экологичность и экономичность. Правда, что касается экономичности, она обусловлена законом. Метан - единственное топливо, цена на которое регулируется российским законодательством, и не может составлять более 50% от цен на привычный бензин.
По словам Воробьева, существует адресная программа строительства газовых заправок для городских автобусов, и в нее внесено около 10 адресов. "Мы ждем ответного шага от бизнеса по организации газовой инфраструктуры", - сказал Воробьев. Вероятно, речь идет именно о строительстве метановых заправок "Газпром-нефти".
Пояснить конкретные условия, на которых произойдет массовый переход на газ, чиновник затрудняется. Если предположить, что все 800 газовых машин закупят за счет бюджета, то можно сделать вывод о выделении около 100 млрд рублей из петербургской казны на закупку таких автобусов.
В Петербурге действует 142 маршрута «Пассажиравтотранса» и 254 социальных маршрутов у частных перевозчиков. Частные перевозчики на коммерческих маршрутах работают в 311 направлениях.