"Деловой Петербург". Яды некуда везти

Автор фото: Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. ГУПП полигон "Красный бор".

Закрытие полигона Красный Бор привело к тому, что тысячи предприятий Северо–Запада больше не имеют возможности утилизировать опасные отходы. Если проблема не решится, ядовитые вещества окажутся в лесах и на нелегальных свалках.

В ночь с воскресенья на понедельник на полигоне Красный Бор загорелись опасные отходы. Полигон, который горит уже не первый раз, с конца января признан непригодным для использования. Как сообщили в департаменте Росприроднадзора РФ по Северо–Западу, 28 января у него истек срок пятилетней лицензии. Теперь полигон закрыт. В итоге более 300 крупнейших промышленных предприятий города и тысячи мелких организаций потеряли возможность утилизировать отходы 1 – 4–го классов опасности.
Пока чиновники утверждают, что ничего страшного не происходит, перевозчики, специализирующиеся на вывозе ядов, бьют тревогу. Вот уже месяц они отказывают предприятиям в заключении договоров. Отходы скапливаются на производственных площадках и скоро могут оказаться на обычных свалках и в пригородных лесах. Другие перевозчики сообщают: полигон продолжает нелегально принимать отходы.

Без проблем

Красный Бор — один из трех полигонов в России (еще два — в Калужской области и Красноярском крае), где можно размещать самые ядовитые отходы (1 – 2–й классы опасности). Он принимал около 15 тыс. т отходов в год. Полигон был открыт в 30 км от Петербурга в 1973 году и давно исчерпал свой ресурс.
В Росприроднадзоре не видят проблемы в закрытии Красного Бора. В ведомстве утверждают, что полигонов, имеющих лицензию на размещение отходов 3 – 4–го классов опасности, в регионе достаточно. А отходов 1 – 2–го классов не так уж и много — всего 1,5 тыс. т в год. Кроме того, предприятия — производители отходов имеют право накапливать их на своей территории до полугода. А в 2015 году должна быть введена в строй возводимая в поселке Красный Бор первая очередь экспериментального предприятия по переработке промышленных токсичных отходов мощностью 40 тыс. т в год. Его потенциала хватит до 2035 года, утверждают в Росприроднадзоре. В качестве альтернативной площадки в ведомстве предлагают рассматривать калужский полигон.
О возможном закрытии Красного Бора говорили давно. Дискуссии на эту тему обостряются, когда на полигоне происходит очередной пожар. Последнее возгорание случилось 3 марта. Эксперты предполагают, что это был преднамеренный поджог. Год назад премьер Дмитрий Медведев потребовал немедленного закрытия полигона, так как предприятие наносит вред окружающей среде. Бывший директор полигона Красный Бор Александр Моисеев тогда заявил, что все санитарные нормы на полигоне соблюдаются, и объект продолжил работать. Вскоре после этого директора уволили. Сейчас в Красном Бору проводится прокурорская проверка. Как сообщили в Росприроднадзоре, она уже выявила нарушения экологических требований при обращении с отходами производства и иными опасными веществами. В отношении руководства полигона возбуждены административные дела.
В комитете по природопользованию  Петербурга не прокомментировали ситуацию. Однако 5 февраля комитет опубликовал заявление своего главы Валерия Матвеева о том, что с полигоном все в порядке, он работает в обычном режиме.
Тем временем перевозчики опасных отходов утверждают, что везти их некуда. Одновременно в городе набирает обороты рынок серой утилизации, когда по документам отходы отправлены на полигон, а на деле — свалены в ближайшем лесу.

Всеобщая проблема

Опасные отходы, в том числе и 1 – 2–го классов опасности, образуются не только на крупных предприятиях, но и в любом офисе или доме. Это люминесцентные и ртутные лампы, ртутные термометры, автомобильные аккумуляторы, бытовые и измерительные приборы (холодильники, манометры и пр.). Как сообщила гендиректор компании "Экоглобал" Анна Легачева, по закону все предприятия, где такие отходы производятся, должны составлять специальные паспорта, где указывается принадлежность отходов к соответствующему виду и классу опасности и содержатся сведения об их составе. На основании этих документов заключается договор с перевозчиком на транспортировку отходов на полигон.
Но многие компании, особенно небольшие, эти требования не соблюдают или не знают о них, отмечают в компании "Диакан" (занимается транспортировкой опасных отходов).
Значительная часть ядовитого мусора отправляется на обычные свалки, в том числе на незаконные. "Из–за закрытия полигона в Красном Бору нам придется отказывать клиентам в перевозке опасных отходов, есть риск, что эти отходы окажутся в ближайших лесах", — предполагают в "Диакане".
Эколог компании "Мултон" Наталья Угрюмова добавляет: оформление документов на транспортировку отходов — сложный и длительный процесс. Везти отходы за тысячу километров слишком дорого. Не многие предприятия, у которых образуется 2 – 3 кг вредных веществ в год, пойдут на лишние расходы.
По словам перевозчиков, стоимость утилизации автомобильного аккумулятора — 10 – 20 рублей, люминесцентной лампы — 10 – 15 рублей, лампы для солярия — 20 – 25 рублей, холодильника — 1,5 тыс. рублей. При этом транспортировка отходов в Красный Бор обойдется в 1 – 3 тыс. рублей, а от Петербурга до Калуги — в 7 – 10 тыс. рублей за рейс.
"У нас периодически возникает необходимость размещать на полигоне Красный Бор опасные отходы — например, остатки химических реагентов, которые используются для контроля качества продукции. Некоторое время мы можем накапливать их на предприятии, а потом, если не откроется Красный Бор, придется везти в Калужскую область. Не у всех компаний есть соответствующие условия и желание для временного хранения опасных отходов на своей территории", — говорит Наталья Угрюмова.
Менеджер по инженерному обеспечению компании "Смерфит Каппа" (производитель упаковки) Петр Кехва сообщил: "Мы еще полгода назад предвидели, что у Красного Бора возникнут проблемы, и успели разместить там отходы. Теперь это нам потребуется в конце года".

Выхода нет

В ГУП " Водоканал Петербурга " обеспокоены тем, что полигон находится в зоне возможного воздействия на Неву и оставить его закрытым без консервации нельзя.
Что же касается альтернативы полигону, которая должна появиться к 2015 году, то новый завод в Красном Бору строят уже ровно 20 лет, и, когда завершится строительство, неизвестно.
Месяц назад Валерий Матвеев говорил, что через 3 – 4 месяца будет доработан проект завода, на строительство предприятия потребуется еще год. За последние 2 года Смольный дважды проводил конкурс на достройку завода.
Причем в 2012 году цена контракта составляла 199 млн рублей, а в 2013–м — 930 млн. Разницу объяснили необходимостью доработки проекта. Год назад город обещал ввести завод в 2014–м, но подрядчик на стройплощадку так и не вышел.