"Деловой Петербург". Страховщикам передали за проезд

Автор фото: Москалев Георгий

За первый год действия обязательного страхования пассажиров перевозчики различными видами транспорта заплатили страховщикам 3,6 млрд рублей, что в 14 раз превышает объем выплат по возмещению вреда.

Стартовавшее в 2013 году обязательное страхование пассажиров принесло страховщикам 3,6 млрд рублей дохода, а выплаты составили 254 млн рублей. Такие данные содержатся в материалах Национального союза страховщиков ответственности (НССО), объединяющего всех страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП).
Анализируя результаты первого года действия этого вида страхования, транспортные компании отмечают, что многократно переплатили страховщикам — значительно выгоднее было бы заплатить пострадавшим напрямую. Так, например, крупнейшему автобусному перевозчику города "Пассажиравтотрансу" страховка обошлась в 42 млн рублей, а выплаты по шести страховым случаям за 2013 год не превысили 2 млн рублей, отмечают в компании.
В Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга говорят, что все городские перевозчики за прошлый год заплатили страховщикам 120 млн рублей — это примерно в 40 развыше суммы ущерба, выплачиваемого обычно пострадавшим пассажирам.
Перевозчики уверены, что ОСГОП пролоббировали страховщики, чтобы компенсировать убытки по ОСАГО — тарифы по этому виду обязательного страхования правительство РФ не решается индексировать уже много лет ради социальной стабильности.

Пришли не все

В свою очередь, страховщики предостерегают перевозчиков от скоропалительных ошибочных выводов.
Большинство опрошенных dp.ru финансистов отметили, что закон вступил в силу с 1 января прошлого года, но реально первые договоры страхования начали заключаться только с середины марта 2013 года из–за неготовности некоторых подзаконных актов.
В НССО ожидают в текущем году резкого роста выплат по ОСГОП, поскольку многие потерпевшие еще не обратились к страховщикам за компенсацией и могут это сделать в течение 3 лет.
"Пока информированность пассажиров о новом законе недостаточна. За выплатами к страховщикам по новому закону в первый год обратились немногим более трети пострадавших в происшествиях на пассажирском транспорте", — отмечает Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо–Западного дивизиона компании "Ренессанс страхование".

Страховое несчастье

Между тем представленные петербургскими страховщиками данные свидетельствуют о том, что многим из них ОСГОП, кроме убытков, ничего пока не принесло. Например, в Северо–Западном региональном центре "АльфаСтрахования" сообщили, что премия по Петербургу за прошлый год составила 5 млн рублей, а начисленная сумма компенсаций превысила 10 млн рублей — это результат единственного страхового случая, произошедшего с клиентом этой компании: в результате столкновения двух автобусов погибли 38 человек.
Другая крупная авария, произошедшая на участке Выборг — Брусничное трассы "Скандинавия", унесла жизни 10 человек и принесла крупные убытки Северо–Западному дивизиону "Ренессанс страхования". Выплата в связи с гибелью девяти пассажиров составит 18,2 млн рублей. Для сравнения: премия, собранная компанией за прошлый год, едва превысила 1 млн рублей. "Собственных статистических данных по Петербургу и Ленобласти недостаточно, чтобы объективно оценить, какой вид транспорта наиболее травмоопасен, но исходя из практики других регионов и других страховщиков можно сделать вывод, что именно автотранспорт генерирует больше всего инцидентовс тяжелыми последствиями", — говорит Виталий Батов, заместитель директора Северо–Западного регионального центра "АльфаСтрахования".
Однако автоперевозчики парируют, что автомобильным транспортом перевозится в десятки раз больше людей, чем авиационным, и если сравнивать с общей массой пассажиропотока, то количество пострадавших на автотранспорте менее 1%, что существенно ниже уровня травматизма у авиаторов.
Явных перспектив существенно увеличить свои доходы в следующем году у страховщиков нет. Размер премии зависит исключительно от пассажиропотока, а это значит, что в текущем году страховщики смогут увеличить свои доходы только за счет железнодорожников и авиаторов — у них пассажиропоток растет, зато на общественном транспорте он сокращается. Но страховщики рассчитывают увеличить объемы сборов, обязав страховаться заказных перевозчиков, которые пока не подпадают под действие закона.
Мне не нравятся законы, которые раздевают одних и одевают других. Закон о страховании пассажиров именно такой. Он сырой, и дорабатывать его никто не собирается. Например, до сих пор нет ясности, как идентифицировать пассажира, если он оплатил проезд с помощью электронного билета. А это значит, что в число пострадавших пассажиров транспортного средства могут вписаться любые желающие. Нет также нормативных документов, регламентирующих процедуру составления акта о причинении увечий пассажирам, например, при падении в автобусе. Государственные перевозчики по непонятным причинам платят в разы меньше, чем частные компании.
Василий Киселев
Председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров