Неожиданное начало

Премиум–сегмент растет, удерживая общую статистику от падения.

Новый год для многих автодилеров в России начался с минорной ноты. В январе рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизился на 6%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый месяц года было продано 152,6 тыс. автомобилей — на 9 тыс. единиц меньше, чем в январе 2013 года.
По словам Йорга Шрайбера, председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, реальные цифры оказались ниже ожидаемых.
"Оказалось, что продажи в январе ниже, чем надеялись многие из нас, — говорит Йорг Шрайбер. — С другой стороны, это не должно было бы быть таким уж сюрпризом, если оглянуться на успешный декабрь, который оттянул на себя продажи последующего периода за счет окончания государственной программы поддержки розничного кредитования. Обычно продажи января не бывают высокими, поэтому полученный результат не является поводом для тревоги. Февраль даст лучший ответ на вопрос, в каком направлении движется рынок в этом году".
По мнению Йорга Шрайбера, текущий уровень контрактования в индустрии внушает оптимизм, что дает основание придерживаться в короткой перспективе ожиданий на грядущую стабилизацию рынка.

Эффект низкой базы

В январе наибольшее снижение продаж испытали следующие марки: "ИЖ" (–89%), ТагАЗ (–82%), Bogdan (–79%), Dodge (–78%), Seat (–64%), Foton и ZAZ (по –50% каждая).
Контрастный результат показали другие марки, чьи продажи, наоборот, взлетели вверх, игнорируя общее настроение рынка. Отчасти резкий прирост продаж обусловлен эффектом низкой базы, например у Isuzu. Автомобилей этой марки в январе 2013 года было продано всего четыре единицы, в то время как в январе текущего года — 28 единиц. Отсюда прирост в 600%.
По этой же причине преумножили продажи марки Smart (467%, 17 проданных машин против трех годом ранее), FAW (344%, 302 против 68), и Haima (20 против шести). Увеличить продажи удалось также дилерам автомобилей Jeep (на 188%).
В первой пятерке самых востребованных на российском авторынке марок не все стабильно.
Значительно упали продажи у лидера рынка — марки Lada (–21%; впрочем, этот тренд уже можно назвать устоявшимся), занимающий второе место Renault снизил реализацию на 13%, также незначительно снизились показатели Hyundai (–2%, 5–е место). Занимающие 3–е и 4–е места Kia и Nissan увеличили сбыт на 1 и 24% соответственно.

Обратный тренд

В Петербурге, наоборот, в январе продажи выросли, хотя и незначительно, всего на 1%. По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в январе 2014 года в городе продано 10 935 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Положительная динамика в продажах наблюдается 3–й месяц подряд.
По мнению экспертов агентства, продажи в начале года выросли из–за значительного ослабления рублю — потребитель поспешил обменять дешевеющие деньги на пока еще не подорожавшую технику.
Феноменальный прирост продемонстрировал сегмент автомобилей премиум–класса — только за январь продажи выросли на 26%, тогда как по итогам всего прошлого года они увеличились на 12,5%.
По состоянию на начало года доля Петербурга в общем объеме продаж новых автомобилей в России в январе составила 7,2% (в январе 2013 года — 6,7%).