"Деловой Петербург". Витамины для "Ленты"

Автор фото: Свистунова Валентина
Магазин Лента. Торговые ряды гипермаркета Лента.

Накануне IPO "Лента" оптимизирует издержки и налаживает свой импорт. Ретейлер уже довел объем собственных поставок овощей и фруктов до 20%, оставив без работы многочисленных посредников.

Петербургский ретейлер " Лента ", который в этом году рассчитывает привлечь до $1,1 млрд в ходе IPO, налаживает собственный импорт. Компания начала развивать это направление 1,5 года назад. Ретейлер создал для этого целый отдел, который закупает продовольственные и непродовольственные товары из Китая, Голландии, Индонезии. Таким образом, "Лента" стала пятым федеральным ретейлером, который организовал прямые поставки продуктов и продовольствия из–за рубежа.
В "Ленте", у которой уже 87 торговых объектов в России, пояснили, что развивают собственный импорт, чтобы миновать дистрибьюторов в цепочке поставок. Прямой импорт позволил закупать товары на 15–25% дешевле в сравнении с ценами, которые предлагают посредники. Именно эффективную цепочку поставок наряду с форматом гипермаркета Ян Дюннинг, генеральный директор "Ленты", называет основой успеха компании и причиной роста сопоставимых продаж на 10% в 2013 году, что немаловажно накануне выхода компании на IPO.

И бананы, и цветы

В 2013 году "Лента" импортировала более 15 тыс. т овощей и фруктов, которые были проданы в петербургских магазинах сети. Это составило 20% общего объема овощей и фруктов, которыми торгует "Лента". Компания закупает манго, виноград, яблоки, томаты, морковь, картофель, лук, капусту, персики и т. д.
Для их хранения в прошлом году "Лента" построила вторую очередь распределительного центра в промзоне Шушары. Кроме того, в конце 2013 года сеть открыла логистические центры в Чехове и Новосибирске, в этом году планирует запуск в Ростовской области. Так что с 2014 года импортируемые "Лентой" овощи и фрукты будут продаваться и в других регионах.
Что касается непродовольственных товаров, то из Китая "Лента" импортирует товары для кухни и ухода за одеждой, технику, спортивные товары, автотовары. Из Китая, Голландии и Индонезии — новогодний ассортимент, игрушки. С февраля 2013 года "Лента" стала импортировать свежесрезанные и декоративные горшечные цветы. За прошлый год в сети было продано 750 тыс. букетов, в основном тюльпаны, розы, ирисы и гвоздики. В "Ленте" отметили, что за 1,5 года работы на рынке импорта у компании заключены договоры с 60 поставщиками из 23 стран.

Сам себе контролер

"Лента" стала пятым федеральным ретейлером, занявшимся прямым импортом продуктов. Пионер импорта — краснодарский "Магнит", который в кризис 2008 года начал самостоятельно закупать товары, чтобы снизить издержки, а спустя несколько лет занял лидирующие позиции среди импортеров. Дочернее предприятие "Магнита" ЗАО "Тандер", по данным Федеральной таможенной службы, занимает первые позиции по импорту и фруктов, и овощей. И, судя по информации венгерских СМИ, намерено сохранить лидерство — в этом году ретейлер хочет создать транспортную компанию в Венгрии с автопарком 1 тыс. грузовых автомобилей. Это позволит ему снизить затраты на транспортировку.
Пару лет назад свой импорт наладили "Дикси" и Х5 Retail Group, с 2013 года начал импортировать продукты и "О’Кей" (непродовольственные товары сеть импортировала с 2004 года), самостоятельно закупая сыр, овощи и фрукты. В Петербурге собственный импорт активно развивает ТД "Интерторг", у которого в общем объеме овощей и фруктов доля импорта составляет 60%, а до конца года вырастет до 80%.
По заверению ретейлеров, прямой импорт позволяет им лучше контролировать сроки поставки, качество продуктов и снижает себестоимость. "Наша практика показала, что себестоимость прямых закупок продукции ниже, чем при закупке у посредников", — говорит представитель Х5 Владимир Русанов. На данный момент товарооборот продукции прямого импорта в общем розничном товарообороте магазинов Х5 составляет 2,7%. При этом доля прямого импорта в непродовольственных товарах доходит до 20%, а в продуктах питания колеблется от 0,7 до 1%, и эту долю компания планирует наращивать.
"Местные поставщики поставляют дешевые фрукты плохого качества ради того, чтобы выиграть тендеры. Перебирать всю поставку при приеме физически невозможно, а работа со своим импортом позволяет получать то, что заказываешь", — утверждает управляющий ТД "Интерторг" Олег Рыбаков.
Своими силами импортирует овощи и фрукты "Дикси". Они поступают на полки сети со всех уголков планеты, например, гранат из США и Турции, чеснок из Китая, груши из Бельгии, Аргентины и Франции, редис из Израиля. Но в общем ассортименте доля импорта не превышает 10%, сообщают в компании. "Дикси" в прошлом году вывела на проектную мощность собственный распределительный центр "Внуково", а также заключила контракт на мультитемпературный склад в Ногинске.

Поспорят за рынок

Активное освоение торговыми сетями прямых поставок от зарубежных производителей приводит к тому, что импортеры–посредники теряют свой рынок. Напомним, что большая часть дистрибьюторов находится в Петербурге, который называют морскими воротами России.
"Сетевики преобладают в Петербурге, и они крупнейшие наши клиенты", — говорит представитель одного из крупнейших импортеров бананов. "От наших поставок пока никто не отказывался, однако конкуренция обостряется", — признает собеседник "ДП", ведь импортируемые той же "Лентой" фрукты могут покупать и другие магазины.
"Для того чтобы компания могла ощутимо экономить на поставках фруктов и овощей, собственный импорт должен представлять собой полновесную структуру в составе ретейлера, как это происходит у сети "Магнит", — говорит анонимно таможенный брокер с опытом работы в торговой сети, — однако на рынке складывается противоположная ситуация, когда давно созданные отделы прямого импорта никак не развиваются".
Кроме того, он напоминает, что в случае избавления от непрофильных активов мелкая фирма–импортер в составе торговой сети — первый кандидат на вылет.
После того как гиганты Sunrise и JFC исчезли с рынка, внезапно появилась возможность покупать фрукты контейнерами по выгодным ценам. Это начали делать мелкие посредники. Их цены перестали устраивать ретейлеров, и сетям пришлось взяться самим за импорт. Что касается нонфуда, то здесь решающее значение имеет ассортимент, поскольку ни один местный поставщик не удовлетворит потребности, к примеру, "О’Кея". Поэтому их отдел закупок работает напрямую с Китаем. Однако для бакалеи, для других продуктов питания низкие цены пока держим мы, дистрибьюторы.
Азат Григорьян
президент ГК "Энерго"
Тенденция к вертикальной интеграции однозначно есть на рынке, розничные компании стремятся выстроить полную цепочку. Грубо говоря: от колхоза до полки магазина. Но я не думаю, что торговые сети полностью перейдут на самообеспечение. Слишком большие риски, да и нет необходимости. Ведь всегда есть риск не угадать с ценой, товар может задержаться на таможне. В конечном счете и экономия в цене не будет ощутимой. Ведь даже сейчас наценка поставщиков незначительна, куда большую часть в стоимости товара на полке занимает наценка розничного звена.
Валерий Бирзолов
вице–президент торгового дома "Борис и Павел"