"Деловой Петербург. "Банкиры против киборгов

Автор фото: Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Работа центрального офиса ОАО «Банк «Санкт-Петербург».

Банкиры обеспокоены ростом числа киберпреступлений в кредитных организациях. В среднем мошенники обманывают российских банковских клиентов более 22 тыс. раз в месяц. Игроки рынка говорят о необходимости координации действий по борьбе с мошенниками.

Проблема мошенничества в банковской среде стала самой обсуждаемой темой на уральском банковском форуме, который завершился на прошлой неделе. По данным ЦБ, за 2013 год число киберпреступлений выросло в 2 раза, в среднем такие инциденты происходят 22,5 тыс. раз в месяц.
Активность мошенников растет по мере распространения платежных карт и развития дистанционных сервисов. В Петербурге объем платежей физлиц и юрлиц через Интернет за 9 месяцев 2013 года в сравнении с тем же периодом 2012 года вырос на 21 и 10% соответственно. Объем операций по оплате товаров и услуг банковскими картами растет на 40–50% в квартал.

"Помощь" в оплате

Можно выделить три направления, в которых активны мошенники, — это хищение средств с банковских карт, создание подставных интернет–сайтов для безналичной оплаты, контакт с клиентами напрямую в подставных банковских офисах. На фоне роста мошенничеств с банковскими устройствами и интернет–сайтами в конце прошлого года активизировались мошенники, которые вводят в заблуждение заемщиков.
В Лето Банк е отмечают, что каждый новый офис сталкивается с набегами разнообразных жуликов. Однако наиболее активны организации, действующие по типу скандальной компании "Древпром", которая до недавнего времени предлагала петербуржцам взять кредит в банке, отдать ей 20–30% полученной суммы, а взамен обещала погасить задолженность клиента. Эта компания уже была замечена ЦБ РФ, который в одном из последних своих писем призвал и сотрудников банков, и клиентов бдительнее относиться к подобного рода "кредитным пирамидам". На данный момент в отношении руководства компании возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество", а ущерб от ее деятельности, в том числе и в Петербурге, оценивается в несколько миллиардов рублей.
Банк "Санкт–Петербург" на прошлой неделе также опубликовал обращение к клиентам, в котором напоминал, что "в случае если организация, якобы выкупившая кредит, не будет осуществлять платежи в соответствии с графиком платежей по кредитному договору, банк будет вынужден применить против клиента все санкции, предусмотренные кредитным договором". С аналогичным письмом к своим клиентам еще осенью прошлого года обращался "ВТБ 24".

Операционисты на передовой

Основную ставку "ВТБ 24" сделал на обучение персонала, который должен распознавать и клиентов пирамид, и тех, кто пытается взять кредит по поддельным документам. В пресс–службе банка отметили, что уже неоднократно сотрудникам удавалось распознать злоумышленников, воспользоваться тревожной кнопкой и передать их полиции. Также "ВТБ 24" использует дополнительную защиту для онлайн–банка — каждая операция в нем подтверждается кодами, карту с которыми можно получить только при личном обращении в офис банка.
В банке " Хоум Кредит ", который активно работает в сегменте розничного кредитования, в 2013 году усовершенствовали систему биометрии, которая позволила благодаря работе служб банка и полиции задержать более 30 мошенников. Эта система отслеживает поток клиентов, формирует базу фотографий и сопоставляет их с паспортными данными посетителей.
Хотя арсенал защитных средств растет, банкиры говорят о необходимости координации действий по борьбе с мошенниками. В ЦБ задумываются о том, чтобы ужесточить меры по защите информации при осуществлении денежных переводов и усовершенствовать банкоматы. А сами представители банковского сообщества говорят о необходимости создания центра по реагированию на киберпреступления.
"Хотя обмен информацией между службами безопасности имеет место, сегодня каждый банк решает эти проблемы в одиночку", — резюмирует Артем Гонта, директор департамента экономической и информационной защиты бизнеса Росгосстрах Банка.
На административном уровне было бы правильно обязать банки обмениваться информацией о мошенниках и опытом борьбы с ними. Банки координируют свою работу по предотвращению мошенничеств, однако это происходит недостаточно системно. Один из успешных примеров создания продукта для коммуникации банков — система FPS, которая работает на базе кредитного бюро Equifax. Она позволяет анализировать и сопоставлять информацию, которую один и тот же клиент предоставляет в разные банки. Банки также могут получать сигналы о возможном мошенничестве. Но это только одна из систем, и она не включает все банки.
Игорь Ермак
начальник отдела специальных проектов банка "Хоум Кредит"