Как правильно смотреть фигурное катание

Автор фото: Евгений Асмолов

"Деловой Петербург" решил разобраться, как выглядят все эти аксели и тулупы, чтобы телезрители смогли наконец-то со знанием дела смотреть выступления российских фигуристов. Чтобы было понятнее, каждый элемент показан на видео-примере.

Из всех зимних видов спорта фигурное катание по популярности в России уступает только хоккею и биатлону. Семейные просмотры выступлений Евгения Плющенко и других российских звезд – это вполне обычное явление. Большинство болельщиков твердо знают как называются основных элементы – тулупы, аксели, дорожки шагов, но в основном из телекомментариев - мало кто все-таки знает, чем же они на самом деле отличаются друг от друга, и как судьи начисляют баллы.
Самый сложный из фигурных элементов  - это аксель, названый в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена, который исполнил его впервые в 1882 году. Аксели – это единственные из прыжков в фигурном катании, выполняющиеся с движения вперед. Спортсмен скользит на правой ноге, разворачивается вперед и наступает на левую ногу, приседая на ней. Проехав чуть-чуть на левом коньке, спортсмен выпрыгивает вверх, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную правую ногу вперед. По правилам в закрутке должны участвовать только мах ногой и торможение, а если фигурист использует для этого корпус, то это считается ошибкой. Приземляться нужно на правую маховую ногу на ход назад-наружу.
В акселе не бывает четного числа оборотов. Одиночный аксель – это полтора оборота, тройной - три с половиной. Никто в мире еще не смог исполнить четверной аксель, но, возможно, это случится именно на сочинской Олимпиаде.

Второй по сложности элемент  - лутц, названный в честь австрийца Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. При выполнении этого прыжка фигурист описывает длинную дугу назад на наружном ребре левого конька, развернув туловище наружу. После этого он приседает на левой ноге, а зубцом конька правой ноги упирается в лед и выполняет прыжок. Вращение происходит за счет замаха туловищем и руками.
По новой системе оценок одинарный лутц оценивается в 0,6 балла, двойной — 2,1, тройной – 6,0. Лучший российский фигурист Евгений Плющенко много раз пытался исполнить четверной лутц, но у него это не получалось. Впервые официально четверной лутц засчитали 16 сентября 2011 года в исполнении американца Бренда Мроза.

В 1910 году немец Вернер Риттбергер впервые выполнил прыжок, который до сих пор входит в стандартную программу фигуристов и называется его именем. Для исполнения прыжка фигурист скользит спиной вперед, разворачиваясь на правой ноге с вращением влево, а левую ногу ставит накрест. Прыжок идет по той же амплитуде разворота, всем телом за исключением опорной (правой) ноги. В воздухе спортсмен разворачивается против часовой стрелки после завершения вращения вновь  приземляется на правую ногу.
За безошибочно исполненный одинарный риттбергер можно получить 0,5 балла,  двойной - 1,8, тройной - 5,1, а за четверной - 12,0 баллов. Риттбергер часто используется как составной прыжок в каскадах.

Самый простой и популярный прыжок – это знаменитый тулуп. Название произошло от английского toe loop (Loop – так на западе называют Риттбергер). Прыжок выполняется при езде спиной вперед -  фигурист отталкивается зубцом левого конька, разворачивается вокруг своей оси и приземляется на правую ногу уже лицом вперед. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.
Так как это один из самых простых прыжков, его часто используют в каскадах. Одинарный тулуп оценивается в 0,4 балла, двойной - в 1,3, тройной - в 4,1, а четверной - в 10,3. Четверной тулуп впервые идеально чисто смог исполнить россиянин Алексей Урманов в 1991 году на чемпионате Европы.

Кроме различных прыжков фигуристы часто исполняют так называемую "дорожку шагов". Российские спортсмены считаются специалистами по ней. Согласно правилам, в короткой программе можно исполнять только техническую "дорожку", а в произвольной - "хореографическую". Техническая дорожка оценивается техническими специалистами в зависимости от сложности и судьями в зависимости от качества исполнения, хореографическую оценивают только судьи.

В парном катании постоянно используются многочисленные поддержки. Это всегда выглядит очень красиво, но сопряженно с большим риском для здоровья фигуристов. Чтобы минимизировать этот риск, придумано несколько правил: поднимающая рука (руки) партнера не должны быть подняты выше головы, нельзя лежать, сидеть или стоять на голове, спине или плечах партнера, запрещена поддержка, при которой партнерша находится в шпагате вниз головой, также нельзя вращать партнершу вокруг себя держа только ее конек, ботинок или ногу, или держать за руку с полностью выпрямленными руками у обоих партнёров.