"Деловой Петербург". Курс рубля лежит на полке магазина

Автор фото: Беликов Валентин

Девальвация рубля ударила по бизнесу поставщиков импорта в торговые сети. Они связаны договорами поставки и не могут быстро повысить цену на товар. Это страхует ретейлеров от роста цен в рознице, поэтому торговцы не разделяют панических ожиданий.

Как отмечают участники розничного рынка, основная масса продукции сейчас производится в России. И хотя в ее себестоимости велика доля импортных составляющих, ретейлеры надеются, что лишь опосредованно почувствуют на себе последствия проблем, которые предстоит испытать производителям.
"Прямые поставки импортных непродовольственных товаров застрахованы через хеджирование валютных рисков, а прямые поставки продуктов составляют всего 1% от общего товарооборота компании по продовольствию, поэтому наши покупатели вряд ли почувствуют вероятный скачок цен на них", — отмечают в компании "АШАН Россия". "Основная доля импорта приходится на овощи и фрукты, но ни на одну категорию товаров цены не менялись, влияют только сезонные и конкурентные факторы", — отмечают в "Дикси". "Доля непрямого импорта очень небольшая, а прямого — мизерная в структуре общего товарооборота "О’Кея", сообщили в пресс–службе компании.

Неизбежное удорожание

Поставщики настроены более пессимистично. "Повышение курса на 10% вызывает рост цены минимум на 5 – 7%. У производителя нет эффективных инструментов, чтобы минимизировать последствия скачков курсов валют", — говорит Вениамин Грабар, президент ПГ "Ладога", которая за рубежом производит примерно 10% от общего объема алкоголя.
" Мэлон фэшн груп " с 2005 года начала выводить производство в Белоруссию и Центральную Россию, сейчас все ее производство находится за рубежом. "С начала года рубль обесценился на 7%, поэтому подорожание одежды, как и другого импортного товара, неизбежно", — говорит Анна Беззубова, пресс–секретарь компании. "Техника подорожает через 2 – 3 месяца приблизительно на столько, на сколько вырастет доллар", — говорит управляющий Северо–Западным филиалом "Евросети" Денис Голещихин. "Дистрибьюторы и сети вынуждены принимать повышение цен, ведь оно имеет общерыночный характер", — уверен Вениамин Грабар.

Рост по запросу

Поставщик обязан предупреждать ретейлера об удорожании не менее чем за 30 дней. "После этого мы начинаем обсуждение, изучая рынок, потому что всегда есть игроки, которые хорошо управляют своими издержками и могут предложить конкурентную цену", — говорит Артем Глущенко, руководитель по внешним коммуникациям "О’Кея". "Даже если закупочная цена все–таки повышается, то компания все равно ежегодно пересматривает состав поставщиков и выбирает тех, у кого цена наиболее низкая", — говорит представитель одной из сетей. "Из–за ослабления рубля российские компании, которые занимаются импортом, переходят на договоры в валюте по курсу Центробанка, ведь, к примеру, доставка из Китая занимает 3 – 4 месяца, а что будет с рублем к тому моменту — неизвестно", — говорит Олег Солтанов, гендиректор агентства эффективных закупок "ЭкспоПро".