"Деловой Петербург". Победа простоты

Автор фото: Ишкиняева Надежда

Продавцы отмечают рекордное падение продаж настольных компьютеров и ноутбуков. Они уступают место более простым в использовании планшетам. По прогнозам, уже через год продажи планшетов сравняются с продажами всех остальных компьютеров.

Популярность настольных персональных компьютеров (ПК) падает уже несколько лет, теперь к ним присоединились и портативные компьютеры (кроме планшетов). В 2013 году, по данным аналитического агентства Gartner, продажи ПК (настольных, ноутбуков, нетбуков и т. п.) в мире сократились на рекордные 10%. В России, и в частности в Петербурге, отмечается та же тенденция. Потребитель отдает предпочтение планшетам.

Влияние развивающихся стран

По предварительным данным исследования Gartner, всего в мире в 2013 году было отгружено 315,9 млн ПК (в 2012 году — 351,1 млн). Среди производителей наибольшее падение ощутила тайваньская корпорация Acer, которая в 2013 году отгрузила на 28,1% меньше компьютеров, чем в прошлом. Лучше всего чувствует себя китайская Lenovo, которая единственная среди крупных вендоров получила прирост 2% и впервые стала лидером по поставкам ПК, обогнав американскую Hewlett Packard.
Зато мировой рынок планшетов в 2013 году вырос в 1,5 раза, почти до 180 млн штук. По словам старшего аналитика Gartner Микако Китагавы, влияние на рынок оказывает снижение спроса в развивающихся странах, где популярны планшеты: "Люди покупают их как свое первое вычислительное устройство вместо традиционного компьютера". При этом в ряде развитых государств, включая США, рынок ПК начал восстанавливаться.

Кризисные настроения

Рынок ПК в России в 2013 году показывает падение в пределах 10%, по предварительной оценке специалистов "Юлмарта". Брайан Кин, директор по коммуникациям "Юлмарта", считает главными причинами падения насыщение рынка и давление со стороны планшетных компьютеров. Но на 2014 год он прогнозирует стабилизацию рынка ПК, в том числе за счет корпоративного сегмента. По данным "Евросети", в России продажи планшетов в количественном выражении превысили продажи ноутбуков еще в III квартале 2013 года. Президент сети "Техношок" Виктор Гордейчук отмечает те же тенденции в Петербурге. Если брать в расчет сопоставимое количество магазинов сети, то за 2013 год объем продаж ноутбуков уменьшился на 25% в денежном выражении, продажи нетбуков упали еще сильнее. Зато объем торговли планшетами увеличился на 50%. Впрочем, даже с учетом этого роста совокупные продажи ноутбуков, нетбуков и планшетов по сопоставимому количеству магазинов сократились на 5%. В "Техношоке" считают главной причиной этого кризис, сокращение доходов населения. Что же касается настольных ПК, их доля в продажах "Техношока" ничтожно мала, особенно в петербургских магазинах сети.

Второстепенные бренды

Несмотря на очевидную переориентацию потребителей, далеко не все крупные производители ПК перестроили продажи. Это дало возможность выдвинуться B–брендам, то есть брендам второго порядка, таким как Digma, MoveO, Telefunken, Wexler, Dixon, Prestigio. В частности, компания Dell по–прежнему считает для себя приоритетным рынок ноутбуков. Там говорят, что даже довольны переориентацией крупных конкурентов, так как теперь есть возможности для наращивания доли на рынке ноутбуков.
По прогнозам Gartner, в 2015 году продажи планшетов почти сравняются с продажами всех остальных ПК в мире.