"Деловой Петербург". Портовый терминал привел в суд

Автор фото: Яндолин Роман

Участники строительства экспортного терминала для холдинга "Сибур" в порту Усть–Луга потребовали банкротства основного исполнителя работ — компании "Регион–Трансстрой" Олега Дерипаски. В компании признают долги и говорят, что вопрос решается.

Петербургская "дочка" "Инжтрансстроя" Олега Дерипаски "Регион–Трансстрой" близка к банкротству. Компания, созданная для строительства крупнейшего в России комплекса по перегрузке сжиженного углеводородного газа (СУГ) в порту Усть–Луга для холдинга "Сибур", задолжала своим субподрядчикам около 300 млн рублей. Бывшие партнеры высказывают версию, что деньги ушли на финансирование проектов Олега Дерипаски в Сочи стоимостью 45 млрд рублей.

Проблема–2012

Согласно СПАРК, "Регион–Трансстрой" принадлежит ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" ("Инжтрансстрой"). Корпорация входит в группу "Базовый элемент" известного российского предпринимателя Олега Дерипаски. Обороты "Инжтрансстроя" составили 10,5 млрд рублей в 2012 году.
Заказчиком строительства в Усть–Луге экспортного терминала СУГ и светлых нефтепродуктов выступил крупнейший нефтехимический холдинг России — ОАО "Сибирско–Уральская нефтегазохимическая компания" ("Сибур Холдинг"). Эту компанию контролирует через офшор Sibur Limited известный предприниматель Леонид Михельсон.
Стоит отметить, что крупнейший миноритарий компании — давний знакомый президента РФ Владимира Путина Геннадий Тимченко.
Строительство терминала, который был сдан в эксплуатацию в мае этого года, началось в 2010 году. В первое время "Регион–Трансстрой" исправно платил партнерам за выполненные работы, однако в 2012 году у него начались финансовые трудности. В результате субподрядчики начали обращаться в суд. В настоящее время с "Регион–Трансстроя" в судах взыскано около 300 млн рублей. В ноябре 2013 года один из субподрядчиков — московское ООО "СК "Управление строительства–620" (УС–620) подало заявление о банкротстве в связи с долгом более 20 млн рублей. В настоящий момент свои заявления о вступлении в дело направил трест "Севзапморгидрострой" с долгом 17 млн рублей и петербургское ООО "Ромакс". Первое заседание суда состоится в январе.

Отправились в Сочи

В "Сибуре" сложившуюся ситуацию пока не комментируют. Как сообщили в пресс–службе "Трансстроя", компания признает свои долги. "Вопросы решаются в рабочем порядке", — сказали там. По словам субподрядчиков, представители "Регион–Трансстроя" в личной беседе говорят, что готовы к банкротству.
"Если бы не наше заявление, они бы сами его начали", — сообщил источник в УС–620. Подтверждает такую позицию и руководство "Севзапморгидростроя". "Скорее всего, на балансе предприятия нет и табуретки. Поэтому есть вероятность, что мы останемся ни с чем", — говорит генеральный директор треста "Севзапморгидрострой" Юрий Фомин.
В "Трансстрое" причины финансовых проблем своей "дочки" не называют. Юрий Фомин связывает их с масштабными сочинскими проектами "Базового элемента". Общий объем инвестиций холдинга в строительство Международного аэропорта Сочи, Олимпийской деревни и убыточного порта Сочи Имеретинский составил более 45 млрд рублей. "Я не исключаю, что наши деньги отправились на финансирование этих строек", — говорит Юрий Фомин.
"Регион–Трансстрой" — не первая "дочка" "Трансстроя",у которой возникали серьезные трудности с платежами субподрядчикам. В 2012 году обанкротилось ООО "ГТ–Юг Трансстрой", которое выступало головным исполнителем по строительству Имеретинского порта в 2012 году, из–за долгов, превышающих 0,5 млрд рублей. Тогда "Трансстрою" удалось взять банкротство под свой контроль. Благодаря займам сумма долгов "ГТ–Юг Трансстроя" перед головной структурой и связанными компаниями превысила объем требований субподрядчиков.
"Базовый элемент" Олега Дерипаски — это очень большой, разветвленный и многопрофильный бизнес. Поэтому я сомневаюсь, что даже такой, может быть, очень неприятный инцидент нанесет большой ущерб каким–либо другим направлениям этой группы компаний, например строительному. К тому же конкуренция среди подрядчиков и субподрядчиков за работу с генподрядчиками сейчас очень высока. Поэтому люди, даже зная, что кто–то долго не платит по счетам, все равно будут работать с исполнителем крупных контрактов. Тем более что подобная ситуация довольно распространена. Вялотекущих процессов, когда субподрядчики банкротят заказчика, сейчас много.
Олег Барков
глава Hansa Group