"Деловой Петербург". Энергосервис по–российски: днем с огнем

Автор фото: Global Look Press

Гендиректор компании "Данфосс" Михаил Шапиро - о том, как преодолеть инерцию и бюрократию на пути развития энергосервиса в России.

Когда только начинались всевозможные энергоэффективные преобразования в отечественной экономике, об энергосервисе говорили очень много. Его считали универсальным способом запустить процесс преобразований и сделать его самовоспроизводящимся. Но сегодня найти примеры реализованных энергосервисных контрактов чрезвычайно трудно, хотя с момента выхода закона "Об энергосбережении" прошло уже 5 лет. Перспективная идея оказалась в загоне.
И что показательно: у бизнеса есть реальное желание развивать энергосервис. Мы знаем примеры, когда нашим партнерам в регионах удавалось добиться успеха в этом направлении. Например, мы участвовали в таких проектах в Перми, Пензе и некоторых других городах. Такие проекты буквально обречены на успех. Отличный проект, он же самый масштабный на сегодняшний день, реализован в Якутске: в рамках энергосервисного контракта модернизированы инженерные системы 42 муниципальных объектов. Установленное оборудование очень быстро окупается, после чего кредитор возвращает себе инвестированные в модернизацию деньги. Ведь затраты предприятия существенно сокращаются: стоимость фактически потребляемых ресурсов намного ниже, чем стандартный тариф. Эта разница может доходить до 70 – 80%!
Но, чтобы подойти к практической реализации, нужно преодолеть инерцию, бюрократию, наконец, убедить потенциального инвестора в безопасности его вложений. А это бывает очень непросто, особенно когда вдруг выплывает на поверхность какой–нибудь конфликт интересов. То противится энергоснабжающая организация, которой, разумеется, невыгодно, чтобы абонент закупал у нее меньше ресурсов. То налоговики делают круглые глаза, удивившись обозначенной в отчете компании слишком маленькой прибыли.
Очевидно, что рано или поздно тяжелый поезд все же сдвинется с места. Вот и поправки к закону "Об энергосбережении" того и гляди примут — все их с нетерпением ждут. И, может быть, там действительно будут ответы на все вопросы, которые уже успели застыть в камне. Например, такие.
Как может работать энергосервисная компания, если проект окупается за 3–4 года, а тендер на обслуживание оборудования проводится ежегодно? Кто возьмет на себя смелость застраховать инвестиции в такие проекты? Как сделать энергосервис действительно независимым, отделив его от кармана различных коммунальных и энергоснабжающих структур? Как посчитать экономический эффект, если многие здания не имеют общедомовых приборов учета, причем подчас не только счетчиков тепла, но и воды, газа и даже электричества?
Пока ответов на эти и другие вопросы нет. Чтобы они появились, все участники процесса должны разработать универсальный финансовый механизм для энергосервисных проектов. А государство и регионы — взять на себя роль гарантов в этой сфере. Тогда действительно можно будет вот так просто взять и заключить энергосервисный контракт, и заявления с высоких трибун об энергосбережении перестанут быть просто декларацией.