"Деловой Петербург". Удобство по стандарту

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Госзаказ в сфере IT будет дорожать благодаря введению новых требований к информационным системам. Они предусматривают большее внимание к удобству использования государственных информпродуктов.

Участникам традиционно закрытого российского рынка госзаказа в сфере IТ придется потесниться. В декабре вступил в силу новый госстандарт, разработанный в Минкомсвязи: он вводит международные требования относительно того, что касается удобства использования государственных информпродуктов. Чтобы создавать технические задания, отвечающие стандарту, госорганам понадобятся услуги компаний, специализирующихся на улучшении так называемого опыта взаимодействия пользователя (User eXperience, UX). Этот термин означает отношение пользователя к IТ–продукту (веб–сайту, приложению), возникшее в процессе его использования.
По подсчетам " Корус Консалтинг ", доля услуг по улучшению клиентского опыта займет не менее 5% в общем объеме госзаказов в сфере IТ. Стоимость такой услуги широко варьируется: от нескольких тысяч до десятков миллионов рублей.

Итог премьерской критики

Основные принципы работы над усовершенствованием UX сформировались еще в 1980–х годах, хотя большинство программ в то время не отличались особым удобством. В 2000–х годах популяризации направления способствовал выход iPhone, который ввел в сферу IТ неподготовленных пользователей. В это же время в мире активно начали множиться IТ–компании, специализирующиеся на улучшении UX. В России сейчас около десятка таких компаний. Их заказчиками в основном становятся коммерческие структуры. Госсектор до сих пор об удобстве пользователя задумывался мало. Яркий пример тому — портал "Госуслуги", раскритикованный премьер–министром РФ Дмитрием Медведевым.
Ситуацию должен изменить ГОСТ, вступающий в силу в текущем месяце. По сути, это перевод международного стандарта 2009 года. Одним из инициаторов принятия ГОСТа стал советник главы Минкомсвязи Дмитрий Сатин, основатель крупнейшего российского участника рынка UX — ООО "ЮзабилитиЛаб".

Госорганы всегда готовы

Новый ГОСТ будет в первую очередь применяться к крупным госсервисам, а доступ к работе над ними имеет лишь узкий круг IT–предприятий, считает коммерческий директор "ЮзабилитиЛаб" Дмитрий Силаев. При этом, продолжает он, подрядчикам, не имеющим UX–подразделения, придется отдавать эту работу на аутсорсинг, либо госзаказчики станут объявлять отдельные конкурсы на разработку техзаданий с учетом новых стандартов. Впрочем, по словам Дмитрия Силаева, ГОСТ пока носит рекомендательный характер. Однако в госорганах уже готовятся к изменениям. "Мы планируем исполнять требования стандарта, — рассказал глава комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленобласти Александр Демидов, — но на привлечение внешних специалистов для доработки техзадания в бюджете пока средств не предусмотрено".
После введения стандартизации произойдет некоторое удорожание госзаказов, уверен Андрей Хлебников, директор департамента межотраслевых проектов ООО "Рексофт". "Специалисты этого профиля стоят очень дорого, и их мало", — поясняет он.
Надо отметить, что в области разработки информационных систем госзаказ сейчас является основным драйвером рынка.
Стандартизация удобства пользования государственными системами — разумная идея, которая может подстегнуть компании улучшать качество своих продуктов. Но, на мой взгляд, большее влияние на рынок информационных технологий могло бы оказать введение минимальных квот на участие малого бизнеса в государственных контрактах. Минэкономразвития РФ сейчас действует в этом направлении. Квоты должны появиться уже в следующем году с началом работы Федеральной контрактной системы. Но пока те квоты, которые собирается ввести министерство, больше похожи на профанацию. Во всем мире доля малого бизнеса в госконтрактах не менее 10%. Тем более она не должна быть ниже у нас, в условиях, когда в экономике 50% компаний государственные.
Валентин Макаров
президент НП "РУССОФТ"