"Деловой Петербург". Новый аттракцион

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Уральский девелопер Артур Никитин, бывший бизнес–партнер президента ЗАО "Стремберг" Александра Кожина, претендует на 32,5% в МФК "Питер–Лэнд".

Арбитражный суд СПб и Ленобласти принял к рассмотрению иск ООО "Стройсвязьурал 1" к девелоперу "Питер–Лэнда" ЗАО "Стремберг". Истец требует признать право собственности на долю 32,5% в действующем комплексе по адресу: Приморский пр., 72. Многофункциональный центр общей площадью 180 тыс. м2 известен крупнейшим на Северо–Западе крытым аквапарком. Объект был введен в эксплуатацию в начале 2013 года. В рамках иска "Стройсвязьурал 1" требует выделить и передать ему в собственность помещения торгово–развлекательного комплекса общей площадью 52 тыс. м2.
ООО "Стройсвязьурал 1" контролируется семьей уральского бизнесмена Артура Никитина. Компания владеет сетью торговых центров в Челябинске. До кризиса она выступала соинвестором строительства "Питер–Лэнда". По словам президента ЗАО "Стремберг" Александра Кожина, общие вложения в строительство составили около 6 млрд рублей. По оценке "Кнайт Франк", стоимость объекта сегодня составляет 9 – 12 млрд рублей.

"Стремная" история

ЗАО "Стремберг" было создано выходцем из Смольного Александром Кожиным в 2001 году. В 2002 году компания получила под застройку 6 га в Пьяной гавани, однако фактически проект стартовал лишь с приходом в 2006 году Артура Никитина. Стройка вошла в активную фазу в 2007 году и весной 2008–го объект был готов на 65%. В апреле 2008 года оба инвестора зарегистрировали свои права собственности на доли в недострое. После этого летом 2008 года банк "Санкт–Петербург" открыл "Стрембергу" кредитную линию на 2 млрд рублей. Заемщик выбрал около 1 млрд, а затем, в ноябре 2008 года, в разгар кризиса, перестал платить, что стало поводом для расторжения кредитного договора. Банк отсудил деньги и весной 2009 года подал на банкротство "Стремберга". В результате стройка была заморожена на 2 года.
"В это время наш соинвестор Артур Никитин просто исчез, отказался выполнять свои обязательства соинвестора, оставив нас наедине с нашими проблемами", — сетует Александр Кожин.
Банкротство "Стремберга" завершилось в 2011 году мировым соглашением: долг компании у банка "Санкт–Петербург" выкупил строительный холдинг "ТОР" Анатолия Федосеева, который был генподрядчиком строительства "Питер–Лэнда". За это, по данным источников, он получил долю 30% в офшоре Ligorio Ltd, который сегодня владеет 100% акций ЗАО "Стремберг".
В 2012 году "ТОР" завершил строительство ТРК, и под занавес года "Стремберг" ввел комплекс в эксплуатацию.

Сложное расставание

Параллельно в июле 2011 года Александр Кожин и Артур Никитин заключили соглашение о расторжении инвестдоговора. По этому соглашению уральский бизнесмен должен был выйти из проекта ТРК, получив назад 690 млн из инвестированных 1,5 млрд рублей. Вторую часть — 820 млн — он должен был получить, продав "Стрембергу" свою зарегистрированную долю 50% в недостроенном объекте.
"Стремберг", по данным суда, перевел "Стройсвязьуралу 1" первые 195 млн рублей за долю, а затем сорвал график платежей. На этом основании "Стройсвязьурал 1" расторг в суде договор купли–продажи и в трех инстанциях арбитража отсудил обратно свое право собственности на 50% в недостроенном ТРК. Теперь же, следуя логике, что 50% от 65%–ного недостроя равны 32,5% готового объекта, "Стройсвязьурал 1" потребовал выделить ему 32,5% в готовом бизнесе. При этом деньги, заплаченные "Стрембергом", уральский бизнесмен зачел в качестве платежа по первому соглашению — о прямом возврате инвестиционных средств. Впоследствии он взыскал в суде и остальную сумму по этому соглашению — 550 млн рублей — и снова подал на банкротство "Стремберга".
"Он хочет и деньги, и долю! — возмущается Александр Кожин. — Вложив 700 млн рублей, если считать за вычетом взысканных им средств, он претендует на треть 10–миллиардного проекта!"
"Я вложил 1,5 млрд рублей, которые взял в Сбербанке. За эти 5 лет я из–за этих конфликтов процентами отдал еще 1,7 млрд рублей. Так что мои вложения можно оценить в 3,2 млрд", — возражает Артур Никитин.
Мы к этому объекту присматривались года четыре назад, когда там стройка вовсю шла, но нас он не вдохновил. С точки зрения градостроительной "Питер–Лэнд" выглядит неплохо. В Приморском районе он будет востребованным, район большой, многолюдный. А с точки зрения наполнения — нам он непонятен. Но у каждого свои ноу–хау. Впрочем, 4 года назад, помнится, нас и не особо звали в этот проект: там инвестировали Кожин с Никитиным, и в долю никого пускать не собирались. Это потом уже у них начались все эти суды и дележка, и к ним туда "ТОР" вошел. Главное, я считаю, что объект достроен и работает. А кто и как им будет владеть — это уже дело внутреннее, юристы разберутся.
Роман Зарецкий
директор по административным вопросам СК "Бриз"