"Деловой Петербург". Мусор сожгут ради тепла и света

Автор фото: Яндолин Роман
ООО «Механический завод "Спецтранс"», завод по переработке твердых бытовых отходов (ТБО). Анатолий Язев, генеральный директор ОАО "Автопарк "Спецтранс ЂЂЂ 1".

Петербургский мусоропереработчик "Ресурсосбережение" привлек 2 млрд рублей от Внешэкономбанка на модернизацию и расширение производства. В планах компании — выйти на рынок тепло– и электроэнергетики.

Вертикально–интегрированный холдинг "Ресурсосбережение", контролирующий примерно 42% петербургского рынка переработки твердых бытовых отходов (его емкость оценивается в 3,5 млрд рублей в год), занял во Внешэкономбанке 2 млрд рублей до 2023 года на обновление парка мусоровозов и строительство двух мусоросортировочных заводов в Петербурге. А в среднесрочной перспективе компания собирается выйти на рынок тепло– и электроэнергетики. В холдинг входят: ООО "Механический завод "Спецтранс" (производство коммунальной техники), ООО "Новый свет — Эко" (захоронение отходов на полигоне), ООО "Ресурсосбережение" (сортировка и переработка отходов), а также ОАО "Автопарк № 1 "Спецтранс" (сбор и транспортировка отходов). Последняя компания — это основной актив группы, обеспечивающий более 80% годовой консолидированной выручки (1,5 млрд рублей). Контролирует Автопарк № 1, согласно данным СПАРК, семья гендиректора компании Анатолия Язева. Прослеживается связь членов его семьи и с другими компаниями группы.

Топливная экономия

Часть займа холдинг направит на замену устаревших отечественных мусоровозов ЗИЛ и КамАЗ на новые германские машины MAN, работающие на метане. Первый газовый грузовик приобретен в ноябре. В 2014 году компания планирует получить еще 80 таких машин, потратив на обновление парка в сумме около 900 млн рублей. "Автомобили на газовом топливе почти на 20% дороже дизельных машин, но зато применение газа позволяет сократить расходы на топливо примерно в 2 раза", — говорит Анатолий Язев. Нехватка в городе газовых заправок не смущает владельца мусорного холдинга. "Мы везем отходы на полигон в Гатчинский район, по пути следования, на Пулковском шоссе, стоит газовая заправка. На первых порах нам ее хватит. В будущем "Газпром газомоторное топливо" планирует построить еще несколько заправок", — говорит Анатолий Язев. В компании "Газпром газомоторное топливо" заявили dp.ru, что до запуска новых заправок обеспечат мусоровозы топливом с помощью передвижного автогазозаправщика.

Вторсырье

Большую часть кредита (1,1 млрд рублей) холдинг потратит на строительство двух мусоросортировочных заводов (один — в Предпортовом проезде, а второй — на ул. Шкиперский проток), каждый мощностью по 200 тыс. т в год. Запустить оба производства планируется в конце 2015 года.
В результате мусоросортировочные мощности холдинга (с учетом действующего завода мощностью 100 тыс. т на Старообрядческой ул.) возрастут в 5 раз, что позволит увеличить выработку и доходы от реализации вторичного сырья (бумага, металлы, пластик) и топлива RDF, состоящего из измельченных и обезвоженных отходов.
Пока доходы от реализации RDF и вторсырья составляют примерно 10% совокупной выручки холдинга. Провести модернизацию и нарастить выработку вторсырья, а также RDF планирует и единственный местный конкурент "Ресурсосбережения" — ГУП "Завод МПБО–2", объединяющий две производственные площадки на Волхонском шоссе и в Янино. По словам представителя МПБО–2 Дмитрия Астахова, в первую очередь планируется модернизировать площадку в Янино, на эти цели предприятие предполагает привлечь кредит от европейских банков на 11,5 млн евро (506 млн рублей). Сроки модернизации эксперт затруднился назвать. "На подготовку проектной документации потребуется еще 3 – 4 месяца", — говорит Дмитрий Астахов.

Энергопотенциал

В более отдаленных перспективах "Ресурсосбережения" — построить мусоросортировочные заводы в других регионах и выйти на рынок тепло– и электроэнергетики, создав собственное энергетическое оборудование. "Мы взяли за образец западные аналоги. На их основе в 2014 году завершим разработку энергоблока мощностью 3 МВт, состоящего из двух отечественных котлов и турбины. Иностранной будет только система газоочистки. За счет локализации производства рассчитываем снизить стоимость энергоблока с 30 млн до 15 млн евро", — говорит вице–президент "Ресурсосбережения" Александр Голубин. По его словам, энергоблоками будут прежде всего оснащаться мусоросортировочные заводы, которые холдинг планирует строить в Пермском крае, Курской, Омской областях. Но рассчитывают, что установки будут пользоваться спросом и у других участников рынка в условиях стремительного роста цен на энергоресурсы, которые дорожали в последние время на 20 – 30% в год. Впрочем, промышленники сомневаются, что подобное оборудование будет востребовано. По мнению главы ОАО "Кировский завод" Георгия Семененко, подобное оборудование было бы полезно, если бы на предприятиях образовывалось много отходов, которые можно сжечь и обеспечить производство энергией, но такого нет.
Мы уже несколько лет занимаемся созданием и внедрением нестандартных энергетических решений по организации децентрализованного энергоснабжения частных и коммерческих объектов на основе использования возобновляемых источников энергии. Спрос на такие услуги в России, мягко говоря, очень низкий, поскольку подобные проекты требуют больших капитальных затрат, а банки их, как правило, не кредитуют. Поэтому очень слабо себе представляю, где может быть востребовано и кто будет покупать подобные энергоблоки, работающие на определенном виде топлива. Из–за привязки к топливу это достаточно рискованная затея. Сложно что–либо прогнозировать, пока это только желание.
Руслан Кисс
владелец ООО "Системы альтернативной энергетики"