Грузы под защитой

Высокая конкуренция на рынке страхования грузов приводит к снижению тарифов для клиентов и рентабельности для страховщиков. Выплаты по страховым случаям могут значительно превышать сборы.

В настоящее время на петербургском рынке грузоперевозок и страхования грузов в основном работают федеральные компании. "Даже не очень крупные контракты заключаются с федеральными страховщиками. Кроме того, ряд страховщиков занялся не только страхованием, но и урегулированием убытков, как это давно происходит с автокаско", — говорит доцент кафедры страхования Санкт–Петербургского госуниверситета экономики и финансов Денис Горулев.
По словам Натальи Ушаковой, заместителя директора по корпоративным продажам ОАО "СК "Альянс", на рынке страхования грузов работают практически все страховые компании, имеющие соответствующие лицензии. По данным "Альянса", за 6 месяцев 2013 года сборы страховых премий 71 компании составили 704 млн рублей, страховые выплаты — 89 млн рублей. "Но это не окончательные данные, так как урегулирование убытков растянуто во времени и суммы страховых выплат будут увеличиваться", — подчеркнула Наталья Ушакова.
По данным компании "Росгосстрах", за аналогичный период 2012 года сборы составили 798 млн рублей, выплаты — 1,6 млрд рублей. В "Росгосстрахе" сообщили, что значительная разница между сборами и выплатами обусловлена отдельными страховыми случаями, по которым выплаты могут составлять сотни миллионов рублей.

От всех рисков

По словам Виталия Овсянникова, руководителя управления имущественных видов страхования Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование", порядка 80% договоров заключается на условии страхования "от всех рисков" (то есть полис покрывает все возможные риски, кроме перечня исключений). Также распространено страхование на условиях "с ответственностью за риски частной аварии" (пожара или взрыва; посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна; крушения воздушного судна, опрокидывания или схода с рельсов наземного транспортного средства; столкновения транспортного средства или груза на этом транспортном средстве с любым внешним объектом; пропажи морского, речного или воздушного транспортного средства с грузом без вести; стихийных бедствий, исключая наводнение; смытия груза волной с борта судна; выбрасывания груза за борт при пожертвовании грузом при общей аварии; подмочки груза забортной водой; падения груза во время погрузки и разгрузки, перегрузки) и "с ответственностью за риски крушения" (пожара или взрыва; посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна; крушения воздушного судна, опрокидывания или схода с рельсов наземного транспортного средства; столкновения транспортного средства или груза на этом транспортном средстве с любым внешним объектом; пропажи морского, речного или воздушного транспортного средства с грузом без вести; стихийных бедствий, исключая наводнение; смытия груза волной с борта судна; выбрасывания груза за борт при пожертвовании грузом при общей аварии).
По словам Виталия Овсянникова, степень риска зависит от вида транспорта и характера груза (ликвидные, термозависимые и т. д.). "Допустим, для авиаперевозок характерны мелкие хищения, а для самых высокорисковых автоперевозок — хищения транспортного средства вместе с грузом, ДТП и пожары, — говорит эксперт. — Статистика подтверждает, что наиболее распространенные виды страховых событий (в порядке убывания частоты) — это повреждение или гибель груза в результате ДТП; повреждение или гибель груза в результате пожара на транспортном средстве; повреждение груза из–за сильных динамических нагрузок (причины могут быть разные — не выдерживает крепление, резкое торможение, состояние дорог и пр.); кража. Серьезная проблема для рынка — это активность страховых мошенников (завышение размера страхового возмещения, инсценировка хищения, хищение груза путем использования поддельных документов или переадресовки ТС с грузом на другой склад)".

Страхуют только четверть

Как отмечает Дмитрий Куксинский, заместитель по корпоративному страхованию директора филиала Росгосстраха в СПб и ЛО, в России, по различным оценкам, страхуется не более 20 –25% всех грузоперевозок.
"Страхование грузов — это сегмент рынка, для которого характерны крупные выплаты в десятки миллионов рублей, — говорит Дмитрий Куксинский. — При этом весьма острая ценовая конкуренция компаний на отечественном рынке приводит к снижению тарифных ставок, которые порой оказываются значительно ниже среднемировых показателей. Это понижение тарифов экономически никак не обосновано, и в сегменте наблюдается падение рентабельности".