Следователи закрывают "Рубеж"

Автор фото: Свистунова Валентина

Задержание следственными органами президента некогда крупнейшей в регионе мясопромышленной группы "Рубеж" Василия Верюжского может привести к ее окончательному уходу с рынка. Похоже, успехи в делах о банкротстве предприятий группы не привели к ее реальному оздоровлению.

Вчера Новгородский районный суд Новгородской области по ходатайству Следственного комитета продлил на трое суток срок задержания президенту петербургской группы компаний "Рубеж" Василию Верюжскому.
Бизнесмен был задержан позавчера в рамках дела о четырехмесячной невыплате зарплаты 741 работнику ООО "Птицефабрика Новгородская". Долг по зарплате составил около 40 млн рублей. Как заявил в суде прокурор, Верюжский при задержании попытался скрыться, и если отпустить его под подписку о невыезде, непременно скроется снова. Суд дал следователям три дня для представления дополнительных оснований для ареста предпринимателя.
В тот же день псковская прокуратура возбудила административное дело о невыплате зарплаты на общую сумму 40,1 млн рублей сотрудникам Псковской птицефабрики, также входящей в группу "Рубеж". Вчера официальный сайт группы "Рубеж" не работал, телефоны компании не отвечали.

Короли мясного двора

Группа компаний "Рубеж", основанная в начале 2000-х годов петербургскими предпринимателями Василием Верюжским и Геннадием Хрючкиным, до 2008 года занимала около 10% российского рынка импорта мяса, а также активно развивала собственное производство в России. В группу входят три птицефабрики, два комбикормовых и один мясоперерабатывающий комбинаты, холодильные склады в Петербурге, Пскове и Новгороде. До кризиса группа также имела собственную сеть продаж в городах-миллионниках, собственные транспортную, сервисную и две охранные компании, но сегодня, по данным СПАРК, все попутные бизнесы уже ликвидированы. Консолидированная выручка предприятий "Рубежа", по данным СПАРК, до кризиса достигала 20 млрд рублей. В 2010-2012 годах она уже составляла 3-4 млрд рублей.

Реструктуризация

Начиная с 2010 года все основные профит-центры группы — ООО "Рубеж-плюс Регион", ООО "ГПК "Рубеж", ООО "ГПК" — обанкротились, причем, по словам экспертов, достаточно жестко по отношению к кредиторам. При общей кредиторской задолженности предприятий "Рубежа" в 19 млрд рублей около 14 млрд составляют вексельные долги перед структурами, дружественными собственниками бизнеса. В течение 2 лет собственниками у банков ("Санкт-Петербург", Связь-банк, "Петровский" и банк ВЕФК-Урал) были выкуплены все долги, обеспеченные залогом активов группы (холодильного склада и производственной площадки на Софийской ул., 91 в Петербурге). Залоги перешли к другим структурам "Рубежа". Оставшиеся кредиторы (ФНС, Дальневосточный банк и ЗАО "ОМОС-трейд") с общими требованиями менее чем на 1 млрд рублей не могли повлиять на исход банкротств. В ходе конкурсных торгов оставшееся имущество — недвижимость, оборудование, транспортные средства и около 300 га земли в Псковской области — были выкуплены опять же структурами, связанными с владельцами "Рубежа". Из вырученных в ходе распродажи 800 млн рублей сторонние кредиторы в лучшем случае могли претендовать лишь на несколько процентов.

Планов громадье

Между тем, уже в 2011 году Василий Верюжский объявил о намерении инвестировать в общей сложности около 10 млрд рублей в модернизацию Псковской и Новгородской птицефабрик. Это сразу расположило к нему тамошних губернаторов Андрея Турчака и Сергея Митина, которые оказывали инвестору всестороннюю поддержку.
Однако уже в начале 2013 года на обеих птицефабриках тоже начались процедуры банкротства. На сей раз — из-за долгов перед Сбербанком, который и финансировал их модернизацию.
По мнению участников рынка, ставка на производство мяса птицы, казавшаяся реальным выходом 2-3 года назад, оказалась ловушкой после вступления России в ВТО. "Сегодня ситуация для всех птицеводов очень тяжелая, — комментирует гендиректор ООО "Леноблптицепром" Юрий Трусов. — С прошлой осени энергоресурсы подорожали на треть, а корма для птицы — вдвое. В то же время импортные поставщики таких проблем не испытывают, потому что их правительства их дотируют". По словам владельца колбасной фабрики "Петербурженка" Александра Вихорева, та же ситуация и на рынке мясных деликатесов, где работает петербургский мясокомбинат "Рубежа": "Жалко Васю, но что поделаешь. Сегодня всем тяжело: рынок заполоняют белорусские производители".
В России уголовное преследование до сих пор является самым действенным способом заставить нерадивого должника сесть за стол переговоров. Банки далеко не всегда способны догнать должника на гражданском поле. Но если начинается активная работа адвокатов, а затем правоохранительных органов, многое меняется. И речь здесь, скорее всего, идет не о банальной договоренности со следователями, а о реальной креативной работе адвокатов. Механизмы, поверьте, есть. За долги по зарплате задерживают не часто, так что, скорее всего, реальными инициаторами преследования являются отнюдь не рабочие, а адвокаты банков, которые нашли удобный повод для принуждения к диалогу. Не получилось с преднамеренным банкротством? Мешали лояльные кредитору управляющие? Пожалуйста, нашли другой подход.
Валерий Зинченко
старший партнер Pen&Paper