Чиновникам и депутатам не поделить деньги муниципалов

В Законодательное собрание Петербурга внесен бюджет на 2014 год, но по-прежнему нет ясности в вопросе о размере и условиях предоставления субсидий муниципалитетам. И чиновники, и депутаты стоят на своем.

Проект бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов торжественно внесли в ЗакС. На этот раз документ насчитывает 142 тома. Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа приступит к работе над ним 21 октября, с 18 по 22 октября в заочной форме, то есть на сайте парламента, будут проходить публичные слушания.
До сих пор, однако, не разрешен спор о размерах и условиях предоставления бюджетных субсидий муниципальным образованиям Петербурга. Вопрос приобрел крайнюю остроту — дело в том, что именно через муниципалитеты парламентарии  выделяют деньги в рамках "депутатской поправки", то есть речь идет об объеме средств, который они распределяют.
Летом городское правительство изменило положение о порядке предоставления субсидий. Если раньше, чтобы претендовать на дополнительную субсидию, достаточно было представить в комитет финансов только муниципальную программу и документы, подтверждающие проведение мер по устранению выявленных ранее нарушений, то теперь нужно сдавать еще и обоснования с расчетами, а также подробное заключение исполнительных органов власти о согласовании, включающее мнение районной администрации о целесообразности программы. То есть выделение денег отдается под контроль администрации.
Впрочем, даже не это стало главным камнем преткновения, а вводящийся лимит на размер субсидий. Чиновники предложили ограничить их 10 млн рублей на один муниципалитет. Что депутатам кажется ничтожной суммой: для сравнения, МО "Красненькая речка" получает почти 50 млн, "Обуховский" — около 30 млн, примерно столько же — "Петровский округ", "Оккервиль" — 20 млн. Надо отметить, что такие крупные субсидии получают далеко не все муниципалитеты, а многие даже не подают заявки на программы, заранее не рассчитывая на успех. Зависит это только от связей депутата ЗакСа, курирующего те или иные округа. "Десять миллионов — это что? Это две детские площадки!" — возмущаются некоторые депутаты. В комитете финансов же посчитали, что выделяемые через них деньги тратятся зачастую, скажем так, без должного контроля. Как пример можно привести недавнее возбуждение дела в "Красненькой речке" по поводу фиктивных работ по благоустройству при исполнении контракта на 41,5 млн рублей. Ущерб, правда, пока оценен более скромно, в 3,5 млн рублей. Но говорят, эти деньги пришли в округ как раз в рамках городской субсидии.
Обычно довольно послушный ЗакС встал насмерть, когда речь зашла о деньгах. Для парламентариев финансирование программ "на земле" — жизненно важный вопрос с точки зрения выборов. Особенно в преддверии муниципальных выборов-2014. По инициативе фракции "Единая Россия" были приняты поправки в закон об условиях предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, где лаконично и прямо было сказано: единственным условием для возможности претендовать на субсидию является соответствие муниципальной программы требованиям данного закона. В парламенте были готовы отозвать законопроект, если Смольный пойдет на уступки и повысит лимит до 25-30 млн рублей, но этого так и не произошло.
Поправки находятся на подписи у губернатора Георгия Полтавченко. Он в силах наложить свое вето, но проблема в том, что депутаты твердо намерены в этом случае пойти на крайнюю меру и вето преодолеть. Во всяком случае, по их словам. Переговоры продолжаются, хотя бюджет на следующий год уже внесен в ЗакС. Если в первом чтении его еще можно принять как есть, то ко второму в цифры нужно вносить ясность. На прошлой неделе в положение о субсидиях внесли небольшие корректировки, исключив, например, пункт о том, что МО не допускается к отбору, если органами МСУ не устранены ранее выявленные нарушения. Впрочем, председатель комитета финансов Эдуард Батанов сказал, что это правки технические, и муниципалитеты, уличенные в нарушениях, все равно будут "отключаться" от субсидий. По его словам, Смольный по-прежнему отталкивается от цифры в 10 млн рублей, а что касается принятого депутатами закона, "будем думать", говорит он.
Ситуацию в парламенте называют "клинчем". Хотя далеко не все депутаты вообще участвуют в схватке, поскольку и так не участвуют в распределении бюджетных средств (а некоторые и вовсе поддерживают инициативу, желая уязвить более удачливых коллег), но вопрос затрагивает интересы ряда известных единороссов, включая спикера Вячеслава Макарова. Лишение их "депутатской поправки" может привести и к потере рычага влияния на них и как следствие к охлаждению отношений. К тому же это еще и вопрос самоуважения депутатов, которые и так не раз жаловались на то, что высокопоставленные чиновники относятся к ним с пренебрежением. С другой стороны, для Смольного это вопрос контроля над финансами и собственно муниципалитетами.