Для лифта главное мозги

Девелоперы коммерческой недвижимости предпочитают лифты иностранного производства, так как они интеллектуальнее отечественных.

В отличие от жилых домов, где одни и те же лифты используются как для перевозки жильцов, так и для нужд обслуживания здания, в коммерческих объектах, особенно высоких категорий, как правило, эти функции не пересекаются.
Например, как рассказал гендиректор ЗАО "Авиелен А. Г." Андрей Канивец, в отеле Crowne Plaza (класс А), входящем в состав МФК "Аэропортсити Санкт–Петербург", для гостей действуют четыре лифта и столько же обслуживают кухню и технические службы. В бизнес–центре, входящем в этот МФК, предусмотрено семь лифтов.

Дизайн имеет значение

Лифт относится ко входной группе, а значит, влияет на общее впечатление от объекта. Поэтому дизайн подъемника имеет огромное значение.
"Лифтовое оборудование должно соответствовать общему виду здания, а также концепции бизнес–центра или торгового комплекса", — говорит Сергей Богданчиков, управляющий директор Origin Capital. В отделке стен используется нержавеющая сталь с покрытием под золото или серебро, стеклянные и зеркальные панели. Пол в кабине лифта может быть отделан искусственным камнем, резиной, линолеумом, ковролином. Иногда кабины снабжают четырьмя дверями, чтобы пассажиры могли выйти в любую удобную для них сторону, говорит он. Яркая тенденция последних лет — панорамные лифты. Многие девелоперы делают лифты полностью прозрачными — например, "Адамант" в ТРК "Атмосфера".

Умные иностранцы

Однако главное для лифта в коммерческой недвижимости все же не внешний вид, а мозги.
Интеллектуальное управление лифтовой системой должно обеспечивать надежность эксплуатации, уметь распределять нагрузку между этажами. Подъемники в торговых комплексах должны быть вместительными, так как трафик посетителей там значительно выше, чем в гостиницах и офисных объектах.
Для бизнес–центров важно обеспечить скорость доставки пассажиров. Если людям приходится подолгу ждать лифта, бизнес–центр не может соответствовать высокому классу.
Важно также, сколько места занимают подъемные механизмы, добавляет Андрей Канивец: "Предпочтительнее иметь лифты с лебедкой, устанавливаемой в шахте лифта, что позволяет уменьшить площадь технических помещений и сократить эксплуатационные расходы и расходы при строительстве".
В смысле электронного интеллекта отечественные подъемники пока серьезно проигрывают импортным аналогам. Например, в бизнес–центрах сети "Сенатор" установлены лифты фирм OTIS и ThyssenKrupp. "Адамант" к этим фирмам добавил итальянского производителя Orona. "Авиелен" остановил выбор на KONE. Андрей Канивец пояснил, что при проведении тендера между изготовителями подъемников именно у этой фирмы оказалось оптимальное соотношение цены и качества, и она смогла гарантировать надежный сервис и быстрое реагирование на заявки о неисправности или поломке.
Сергей Богданчиков к перечисленным компаниям добавляет такие популярные в Петербурге бренды, как Kleemann и Mitsubishi.
Иностранные компании предлагают энергосберегающие лифты, позволяющие сэкономить до 70% электроэнергии по сравнению с обычными. "Такие подъемники работают, как правило, намного тише и имеют более низкий уровень вибрации", — поясняет Сергей Богданчиков.
В объектах категорий С, D обычно стоят лифты российских заводов (ОАО "Могилевлифтмаш", ОАО "Щербинский лифтостроительный завод", ООО "Нижегородлифтмаш", ООО "Ленинградский лифтовой завод"), импортные занимают не более 5%. Но российские машины строятся на 90% из привозных деталей, так что назвать продукцию в полной мере отечественной трудно.
"Цены на отечественные лифты — 0,5 – 1,5 млн рублей, на зарубежные — 1 – 5,5 млн рублей", — говорит Сергей Богданчиков.

Без аттракционов

Во многих странах в торговых комплексах, бизнес–центрах, гостиницах лифты часто являются своеобразным аттракционом. Например, в Германии в одном из отелей есть лифт, расположенный внутри цилиндрического аквариума, в Австралии в высотном торговом центре работает лифт с прозрачным полом, чтобы пассажиры, любители острых ощущений, могли пощекотать себе нервы во время поездки. В России нет таких экзотичных подъемников. "Есть один оригинальный пример, но в качестве аттракциона для всех он вряд ли подойдет. Российские инженеры московского предприятия "МАШ ХХI век" создали необычный лифт–внедорожник, который могут оценить только люди с ограниченными возможностями и инвалиды–колясочники. Пассажир, разместившись на транспортере, в основе которого конструкция гусеничного робота, поднимается со скоростью один лестничный пролет в минуту", — рассказывает Сергей Богданчиков.
Впрочем, участники рынка считают, что российские пассажиры пока не готовы к появлению необычных подъемников. "Не уверен, что мне не хватает лифтов–аттракционов. В повседневной жизни я бы предпочел комфортный, быстрый лифт. Аттракционы — это из другой области. Лифт — все–таки опасный производственный объект", — резюмирует Андрей Канивец.