Может ли Петербург подражать немецкой столице и преобразовать себя в глобальный культурный центр? В газетных сообщениях западных СМИ редко можно встретить что-то, что вдохновляет на близость к России, ее культуре, или даже ее людям. Общий портрет монолитной, антизападной, консервативной страны обесценивает ее творческий потенциал.
Проект по изучению успешных примеров развития творческих индустрий в различных странах Calvert Forum в начале месяца собрал почти 400 человек в одной из аудиторий в новом крыле Эрмитажа в Петербурге. В центре внимания оказалось российское творческое сообщество. На форуме собралась международная группа экспертов: директор культурной олимпиады в Великобритании Рут Маккензи, директор отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, креативный директор агентства Triad Berlin Роберт Айзольдт и бывший российский министр финансов Алексей Кудрин, пишет The Guardian.
Встреча послужила началом нового сотрудничества между факультетом свободных искусств Петербургского государственного университета и лондонской галереей Calvert 22 Foundation, нацеленного на поднятие престижа российского творческого сектора.
Дебаты строились на определенных вопросах, в первую очередь, касающихся Берлина: как некогда разделенная столица Германии преобразовывала себя в глобальный центр творческих и культурных отраслей промышленности? Чему Петербург может поучиться на этом примере? Любые параллели между этими городами сначала могут показаться неуместным, но если посмотреть глубже, пунктов для сравнения появляется больше.
Оба города дважды восстанавливались. Первый раз после Второй мировой войны, второй — через 40 лет после нее, когда падение коммунистических режимов потребовало своего рода "реконструкции". Из-за схожих масштабов каждый из городов испытал сокращение численности населения в конце XX столетия, но теперь вернулся к росту. Кроме того, оба города имеют завидную инфраструктуру, особенно в области искусств, с учреждениями мирового класса, служащими якорем для глобального культурного статуса.
Однако налицо и то, в чем Берлин и Петербург сравниться не могут. Например, жителям российского города не хватает той свободы и спонтанности, которой обладают жители Берлина. Будущее развитие творческой индустрии России, конечно, загнано в угол нынешним политическим климатом страны и его оппозицией политическому и культурному многообразию.
"Когда серость одерживает победу, темные силы приходят к власти. Я поддерживаю красочный мир", — процитировал романистов Аркадия и Бориса Стругацкого Алексей Кудрин.
Большая часть обсуждения была посвящена рассказам о том, как Берлин смог из разделенного города превратиться в глобальный творческий центр. "Вы не можете подогнать творческий потенциал под график, но вы можете создать идеальные условия для привлечения творческого класса, которые послужат для роста индустрии", — пояснил Роберт Айзольдт. Творческое сообщество Берлина развило свою сверхъестественную способность к сотрудничеству благодаря сильным городским проектам, таким как дешевое жилье и хорошая культурная инфраструктура.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Туристы в Санкт-Петербурге. На снимке: аниматоры в костюмах Екатерины и Петра на стрелке Васильевского острова на фоне Эрмитажа.
В основном, развитие происходило естественным путем, хотя в некоторых случаях его поддерживало правительство. Финансируемая правительством организация Create Berlin помогла проспонсировать и поддержать дизайнерские компании и проекты по всему городу. Основываясь на этом, Рут Маккензи и Дмитрий Озерков привели доводы в пользу значимости нового распространения идей и обмена через границы.
Они заявили, что Петербург, построенный Петром Великим как окно в Европу, основан на принципах международного сотрудничества и культурного диалога. Проблема современного Петербурга состоит в том, что перед лицом консервативной политики трудно помнить такое наследие и интернационализм. Форум показал, что зачастую упускаемый из виду творческий потенциал России реален, ему просто нужно найти свой современный голос.