Фунготерапия: места надо знать

Грибной экстракт используют не только в кулинарии, но и в при производстве биодобавок, лечебных чаев и даже шампуней. Пока все это в России продолжает считаться экзотикой.

Лечение грибами (фунготерапию) в России относят скорее к народной медицине, статуса лекарственных средств препараты на основе грибного экстракта не имеют. В России этот рынок довольно узок — производством БАДов, чаев, кулинарной грибной соли и косметики на основе вытяжки из грибов занимается не более десятка компаний, среди которых НПК "Тринити М", НПП "Биотика–С", "Дежа Фарм" и др. В основном это небольшие производства с довольно скромными объемами — от 2 тыс. до 5 тыс. единиц в месяц по каждому наименованию. Причем все как один делают ставку именно на биодобавки, предназначенные в основном для восстановления и поддержания иммунной системы, тогда как в некоторых азиатских странах, в которых фунготерапия признается официально, производители могут написать на упаковках о противораковых свойствах препаратов, рассказали в петербургском Центре фунготерапии Ирины Филипповой.
По словам Ирины Филипповой, в ближайшее время правила для компаний, производящих в России БАДы на основе грибов, станут еще жестче. "Мы все ждем поправок в Закон о рекламе. Ожидается, что на упаковке и при рекламе препаратов будет запрещено указывать болезни, излечению которых способствует конкретная биодобавка. По сути должно остаться название и перечень полезных веществ", — сообщила она. По ее мнению, с одной стороны, производителям будет сложнее привлекать новых покупателей, которым неизвестно, для каких целей им покупать препарат, с другой — это в целом упорядочит рынок. По ее мнению, на нем должны остаться компании, имеющие репутацию, и продукция которых и так известна узкому кругу потребителей. "За себя мы не слишком опасаемся — у нас собственная сеть грибных аптек, работники которых могут консультировать покупателей", — рассказали в Центре фунготерапии.

Сегодня есть, а завтра нет

Производители препаратов на основе грибной вытяжки сейчас используют сырье трех типов. Во–первых, в ход идут дикорастущие грибы, которые культивации не поддаются (веселка, мухоморы или лисички). Экстракт, полученный из лесных грибов, считается самым активным —он содержит максимальное количество минеральных и витаминоподобных веществ. Но предприятия, использующие дикие грибы, сталкиваются с проблемой неравномерного объема производства — невозможно угадать, каким будет урожай в следующем году. Вследствие этого, если материалы к весне израсходованы, то выпуск некоторых препаратов придется прекратить.
Также используются грибы, выращенные в теплицах, например шиитаке. Российские производители закупают такое сырье в Японии и Корее. Третий тип сырья — грибной мицелий, выращенный в лабораторных условиях. Полезных веществ в нем приблизительно на 20% меньше, чем в дикорастущих грибах, но зато такое сырье обходится производителям дешевле и производится круглогодично. По пути широкого применения искусственно выращенного мицелия сейчас идут такие страны, как Канада, Китай и Таиланд.

Грибной импорт

Вне зависимости от того, каков потребительский спрос в России, местные производители с интересом присматриваются к зарубежному рынку.
"Сейчас поставляем продукцию в Прибалтику, Грецию и США, и ведем переговоры о дистрибуции во Вьетнам. Как оказалось, интерес к грибам в Азии огромен", — сообщил владелец производства "Дежа Фарм" Виктор Дежа, выпускающий препараты под брендом "Милайф".
С таким мнением соглашается Ирина Филиппова, которая уже сейчас почти половину своей продукции поставляет в Японию и Корею. "В Азии не приходится никому разъяснять, для чего это все нужно", — заключила она.