Методы ведения борьбы

Автор фото: Свистунова Валентина

Выборы мэра Москвы – самая интересная политическая кампания последнего десятилетия. Кандидаты ведут предвыборную агитацию по-разному – не только потому, что у них разные аудитории, но и потому, что у каждого из них в этой кампании разные цели.

Два наиболее заметных кандидата на пост мэра Москвы – Сергей Собянин и Алексей Навальный. Навальный активно привлекает сторонников для агитации за свою персону. Заманивая возможностью поучаствовать в реальной политике, он приглашает простых людей на установленные по всей Москве "Кубы", к которым каждый желающий может прийти и поагитировать за Алексея. Вспомним также наклейки с его именем и футболки "Брат Навального". "Электорат агитирует электорат" — по такому же принципу работает запущенный во вторник проект "Агитируй Москву". В нем каждый желающий может помочь Навальному, добровольно рассказывая о нем и его программе в социальных сетях.
Интернет – один из самых главных инструментов Навального. С его помощью кандидат не только рассказывает о том, почему мэром должен быть именно он, но и отслеживает динамику кампании. Один из проектов, нацеленных на это – "Дом Навального" — предназначен для того, чтобы каждый, кто получил агитационную газету, отметился на карте города. Получается, что электорат вовлекается в занимательную игру: отметился сам – посмотри, кто из твоих соседей сделал так же.
В кампании Навального есть место и классическим методам проведения предвыборной агитации – встречи с избирателями, распространение листовок по подъездам и метро, попытки раскрыть всю подноготную оппонентов. Тут вспоминаются и истории с квартирами дочерей Собянина, и недавнее заявление Навального об отсутствии у Сергея Семеновича пассивного избирательного права, так как у того, якобы, нет письменного разрешения президента о выдвижении кандидатуры на выборы. Как позже выяснилось, у Собянина все же есть весь "боекомплект" документов.
В отличие от кричащей агитации за Навального, собянинский штаб предпочел другой подход. Редкие упоминания в СМИ, нацеленные показать, что врио мэра – действительно хороший хозяйственник. Именно тот, что нужен столице. На фоне "вездесущего Навального" кампания Собянина кажется практически незаметной.
Так же незаметно проходит предвыборная кампания остальных кандидатов — Ивана Мельникова, выдвинутого от КПРФ, Владимира Овсянникова, выдвинутого от ЛДПР, кандидата от "Справедливой России" Николая Левичева и Сергея Митрохина, отправленного на выборы от "Яблока". Кроме последнего, ни один из лидеров партий в предвыборную гонку не вступил: ни Жириновский, ни Зюганов, ни Миронов. За кресло борются вторые лица, обладающие маленькими рейтингами среди электората. Создается впечатление, что эти люди присутствуют в предвыборной гонке для "массовки".
Опрошенные dp.ru политологи сходятся во мнении, что, несмотря на бурную деятельность, у Навального все же нет шансов занять место мэра Москвы. Да и желания такого у него тоже нет, — считают эксперты. По словам директора института современных медиа Кирилла Танаева, в рамках этой предвыборной кампании каждый из кандидатов решает свои задачи, и для большинства из них должность столичного градоначальника не самоцель.
"Большинство кандидатов ведет кампанию совершенно иного свойства. Навальный свою задачу решает хорошо – он стал узнаваемым. Собянин тоже хорошо справляется – это демонстрирует статистика, согласно которой он победит уже в первом туре. По факту, место мэра из всех кандидатов хочет занять один человек. Он его и займет", — объясняет Кирилл Танаев.
"Задача Навального – создавать информационные поводы, привлекать внимание. А что еще ему делать? У него нет других вариантов", — считает эксперт. Что касается кампании Собянина, то его действия соответствуют классической кампании политика, уже находящегося у власти.  "Он просто работает и активно демонстрирует результаты своего труда", — подытожил Танаев.
Генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин также считает, что основной упор Собянина в этой гонке сделан на дело, а не на слово. "Его задача – удержать электорат Лужкова, зарекомендовавшего себя как крепкого хозяйственника", — объясняет он.
Задачи Навального эксперт видит иные: "Во-первых, он пытается мобилизовать тот протестный электорат, который был ориентирован на Михаила Прохорова – убедить их, что он сам не хуже. Во-вторых, ему нужно добрать электорат за счет привлечения новых людей. Поэтому он ведет свою кампанию так агрессивно по отношению к действующей власти", — пояснил Алексей Мухин, добавив, что такой подход может сыграть с кандидатом злую шутку. "Узнаваемость будет расти, и многие действительно будут за него голосовать. Но стоит помнить также и о том, что вырастет и антирейтинг, так как Навальный делает упор на негативных аспектах работы действующей власти", — считает он.
Интересно и то, какими социологическими данными оперируют участники предвыборной гонки. Во вторник штаб Алексея Навального заявил, что, согласно проведенному по его заказу исследованию, за Собянина готовы отдать свой голос 44% респондентов, за Навального — 25%. Такой расклад неминуемо ведет ко второму туру выборов. Иного мнения официальные данные: так, например, ВЦИОМ прочит Собянину победу в первом же туре при 67-68% голосов, а Навальный займет второе место, забрав 13-15%.
В целом, эксперты сходятся во мнении, что шансов на победу все же больше у молчаливого Собянина, чем у вездесущего Навального. Главная заслуга первого в том, что он во власти и уже зарекомендовал себя как чистый хозяйственник. "Москвичи привыкли к тому, что в домах всегда есть вода, что тарифы ЖКХ растут не такими пугающими темпами и так далее. У него есть все шансы победить в первом туре, даже с учетом того, что его кампания вялая. Ему не нужна узнаваемость, главное — не делать ошибок", — поясняют эксперты, добавляя, что самой главной ошибки Собянину удалось избежать — он не стал участвовать в дебатах, не став тем самым главным объектом плохо обоснованных атак со стороны кандидатов, не имеющих опыта управления большими хозяйственными объектами.