Проверка Счетной палаты строительных работ в Генштабе и Мариинке-2 провалилась

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Громогласная проверка Счетной палаты, которая выявила "коррупционные признаки" и "ущерб бюджету" в ходе реконструкции восточного крыла Генштаба и строительства Мариинки-2, закончилась ничем. Правоохранителей ее результаты пока не заинтересовали.

В конце июля 2013 года Счетная палата РФ объявила о "коррупционных признаках" реконструкции восточного крыла Главного штаба в Петербурге и о нанесении ущерба федеральному бюджету при строительстве второй сцены Мариинского театра. Редакция dp.ru опросила "обвиняемых" и пришла к выводу, что проверка не привела ни к каким последствиям — правоохранительные органы даже не обращались в компании, которым Счетная палата вменяет совершение таких серьезных нарушений.
Первая очередь реконструкции восточного крыла Генштаба, который был передан Эрмитажу, прошла с 2008 по 2010 годы. Ею занимались ООО "Интарсия" и ЗАО "ПО "Возрождение" за 4,2 млрд рублей. Контракт выполнялся на заемные деньги Международного банка реконструкции и развития (МБРР), входящего в состав Всемирного банка, а заказчиком от имени Минкультуры и Минфина выступает Фонд инвестиционных строительных проектов Петербурга (ФИСП).
В 2010 году проводился конкурс на вторую очередь реконструкции. Представители Минкультуры, ФИСП, Минэкономразвития и Минфина обратились в МБРР с просьбой отменить конкурс и продлить контракт с "Интарсией". В результате банк заключил с подрядчиком допсоглашение стоимостью 6,2 млрд рублей, в котором, по оценке аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова, была заложена "экономически необоснованная" формула, которая позволила "Интарсии" получить "дополнительную выручку в значительных объемах", что является "признаком коррупции".
Как сообщили dp.ru в "Интарсии", в заявлениях Счетной палаты нет обоснованных претензий, а "есть лишь намеки". "Во время проверки и по ее завершении никаких серьезных претензий по восточному крылу Генштаба не было. Продление контракта было согласовано со Всемирным банком, с Эрмитажем. Ни у кого никаких вопросов это не вызвало. Заявления Счетной палаты еще можно было бы воспринимать всерьез, если бы объект не был готов или сильно отставал от графика. Но мы укладываемся в сроки: 6 сентября вместе с представителями Эрмитажа мы намерены показать объект в завершающей стадии готовности", — сообщили в компании. В "Интарсии" обратили внимание на то, что проверка прошла в мае, а ее результаты появились почему-то лишь в конце июля.
Завершить реставрацию второй очереди планируется в конце 2013 года, а в 2014 году, к 250-летию Эрмитажа, планируется открыть там экспозицию (точная дата основания Эрмитажа неизвестна, но ею принято считать 7 декабря). Первая очередь была сдана в 2010 году, и сейчас Эрмитаж ее использует для демонстрации своей коллекции.
Аналогичные громогласные заявления Счетная палата сделала и в отношении строительства второй сцены Мариинского театра. Проверка выявила факты, свидетельствующие о нанесении "ущерба федеральному бюджету". Одним из них, по версии проверяющих, является завышение стоимости поставляемого оборудования с 35,5 млн до 54,6 млн рублей (на 19,1 млн). Аудиторы утверждают, что это произошло потому, что подведомственное Минкультуры ФКУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" предоставило аудиторам "недостоверные сведения о фактической стоимости поставляемого оборудования".
Как сообщил dp.ru источник в Минкультуры, речь идет о нетеатральном оборудовании, которое закупало ОАО "Метрострой" (один из генподрядчиков по строительно-монтажным работам). По мнению источника, Счетная палата пришла к такому выводу, поскольку аудиторы при подсчетах учли только стоимость оборудования, не прибавив к ней стоимость доставки, монтажа, отчисление таможенных платежей и прочие расходы. "Поэтому ни о каких злоупотреблениях речи не идет. Обычные рабочие разногласия", — сообщил он, отметив, что действий со стороны правоохранительных органов после проверки не последовало.
Еще одна претензия Счетной палаты касается нарушения правительством Петербурга Бюджетного кодекса, которое в течение трех лет после указа президента РФ о передаче 21% ОАО "Метрострой" (61968 акций) в собственность Петербурга (а именно КУГИ) должно было перечислить в уставной капитал компании не менее 400 млн рублей, однако в течение трех лет этого сделано так и не было. "Данные обстоятельства являются основанием для рассмотрения вопроса о возврате в федеральную собственность 21 процента акций ОАО "Метрострой", рыночная стоимость которых составляет около 650 млн рублей", — считают аудиторы.
В "Метрострое" сообщили, что процедура направления денег в уставной капитал юридически сложная, поскольку во время передачи должны быть учтены интересы всех сторон: КУГИ, "Метростроя" и его акционеров. "Согласование вопросов, связанных с передачей бюджетных инвестиций, ведется уже на протяжении нескольких лет. На последнем собрании совета директоров общества, которое состоялось 6 августа 2013 года, этот вопрос также обсуждался", — сообщили в компании. В ближайший раз акционеры "Метростроя" снова поднимут этот вопрос 23 сентября. Как и в остальных организациях, которые уличает Счетная палата, в "Метрострое" заявили, что после проверки правоохранительные органы никаких действий в отношении компании не совершали.
Между тем выводы своей проверки Счетная палата направляла в Генпрокуратуру, МВД России, правительство РФ, ФАС, губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, во Всемирный банк, Совет федерации и Госдуму. Однако, по всей видимости, отреагировали на проверку лишь СМИ, которые переписали текст с сайта Счетной палаты и сразу о ней забыли.
В Счетной палате взяли паузу для комментария.