"Деловой Петербург". Навигация дает заработать

Автор фото: Беликов Валентин
на фото: Юрий Висневский, коммерческий директор ГК "Скаут"

Юрий Висневский производит оборудование по контролю за транспортом и делает ставку на обучение покупателей. Стратегия позволила завоевать место на растущем рынке.

Компанию "Скаут" студенты Юрий Висневский и Андрей Трофимов основали в 2005 году. Первым ее продуктом была панель управления для грузовых вагонов, а первым клиентом стал поставщик оборудования для ж.–д. транспорта — там работал знакомый предпринимателей. Оборудование они собирали в обычной квартире, стартового капитала не было: необходимые детали покупали на зарплату.

Специализация

Система мониторинга транспорта нужна для учета скорости, топлива, направления; так предприятия экономят на транспортных расходах. В этой сфере в 2005 году работало около 10 фирм, но направление быстро развивалось. Сегодня "Скаут" — группа компаний с годовым оборотом $10 млн. В штате около 120 человек, конкурентов — более сотни. Главные из них — ГК "Gurtam", "Форт–Телеком" и "М2М телематика".
Сооснователь и коммерческий директор Юрий Висневский считает, что в росте компании большую роль сыграло обучение персонала, клиентов и дилеров, которых у фирмы около 170. Находят их в основном через Интернет. "Мы сделали ставку на развитие сети партнеров, — говорит Висневский, — это что–то среднее между дилерством и франчайзингом. Мы обучаем дилеров продавать товар, а клиентов — пользоваться им. Есть отработанная программа обучения. Оборудование — только инструмент, если не научить им пользоваться, то клиенты будут звонить в техподдержку, а в результате останутся недовольны".
Еще один шаг в оптимизации работы компании — стремление избежать аутсорсинга, который требует больших затрат, считает бизнесмен. У "Скаута" есть собственная испытательная лаборатория, свои обучающие специалисты.

Кризис помог рынку

Рынок мониторинга транспорта в России, по оценке компании "Русские Навигационные Технологии", имеет серьезный потенциал роста. Системами спутникового мониторинга уже оборудовано около 250 тыс. транспортных средств, а потенциально ими можно оснастить 8,3 млн единиц транспорта. В США и Европе большая часть транспорта уже оснащена навигаторами, и спрос на данный товар идет на спад, а российским производителям угрожает конкуренция с дешевой продукцией из Китая.
Эксперты компании "Микро Лайн" считают, что к 2015 году объем российского рынка мониторинга транспорта вырастет в 6 раз, а пробудился рынок благодаря кризису 2008 года. Именно тогда стало ясно, что рынок можно насытить новыми услугами.
Большинство российских навигационных компаний работает в формате b2b. Системы навигации используются для борьбы с нецелевыми рейсами, контроля работы механизмов. Чем крупнее предприятие, тем больше экономится средств.