Мигрантов собирают в лагеря

После масштабных рейдов по московским рынкам арестованных нелегальных мигрантов было так много, что они не умещались в ОВД и полицейских участках. На северо-востоке столицы пришлось открыть специальный лагерь для задержанных. Теперь ФМС хочет распространить практику на всю страну.

Массовые проверки на столичных рынках начались в конце июля, после инцидента с избиением полицейского торговцами на Матвеевском рынке и специального совещания на эту тему, созванного президентом Владимиром Путиным. Во время рейдов мигрантов задерживали сотнями, а около 1400 нелегалов обнаружили в подпольных швейных цехах на Иртышском проезде. Именно там решили создать лагерь для временного нахождения мигрантов до выдворения из страны, так как в спецприемниках для мигрантов уже просто не было мест.
У лагеря в Иртышском проезде никакого юридического статуса, согласно которому в нем можно было бы держать арестованных людей, нет. Условия, по отзывам правозащитников, не вполне соответствуют санитарным нормам и представляют собой ряд палаток, что нормально для лета, но совсем непригодно для зимы.
Несмотря на ужасы условий проживания в этом лагере, ФМС посчитала данный вариант содержания мигрантов наиболее подходящим. Еще 1 августа ведомство подготовило проект постановления правительства, предложив увеличить численность работников ФМС на 4661 человек — как сказано в пояснительной записке к документу, для того, чтобы создать еще 83 специальных учреждения в 81 регионе, предназначенных для содержания людей, подлежащих выдворению из страны.
В Петербурге строить новый лагерь пока не планируют, сообщили в пресс-службе УФМС по Петербургу. В городе существует Центр по содержанию иностранных граждан в Красносельском районе, где временно находятся задержанные мигранты. Однако работа его тоже усложнена избытком обитателей: максимальная вместимость центра — 176 человек, на деле там находится в 1,5 раза больше.
Из-за неясности, спонтанности и масштабности идеи создания лагерей для временного содержания мигрантов ее поддерживают далеко не все. Член совета по правам человека при президенте Наталия Евдокимова заявила, что считает начинание бесполезным: "Все по стандартной схеме: вначале сами создаем проблему, потом начинаем с ней бороться. Президент на совещании сказал, что что-то не так — начали работать, но абсолютно бездарно: делать облавы, задерживать множество людей, чтобы в новостях появилась большая цифра для эффектности, — говорит эксперт. — А на деле получилось, что мигранты уже в специальных местах не помещались, и стали строить палатки. И дальше вместо того, чтобы решать проблему, решили по всей стране построить такие лагеря. Здесь совершенно точно будет процветать коррупция: условия там ужасные, и полицейские смогут шантажировать мигрантов — либо платишь, либо отвозим в лагерь".
Евдокимова отмечает, что есть Концепция миграционной политики, подписанная президентом, и для реального решения проблемы необходимо действовать в соответствии с ней: в документе установлено семь типов мигрантов в зависимости от того, на краткосрочное или долгосрочное пребывание в России они рассчитывают. Нужно работать с каждым типом установленным образом, считает Евдокимова, а также заключать международные договоры со странами, откуда приезжают мигранты.
В других странах существуют лагеря временного проживания мигрантов, где они могут находиться, пока не нашли себе жилье. Однако эти лагеря представляют собой обыкновенные дома, а вовсе не палатки. Существуют и кампусы для их адаптации.  
Похожую инициативу выдвигал Михаил Прохоров в своей программе не выборах президента. Он, впрочем, предлагал создавать лагеря не для депортируемых мигрантов, а наоборот для въезжающих: с тем, чтобы иностранцы, имеющие контракт с каким-либо работодателем, проходили там медицинское обследование врачей и сдавали экзамены на знание русского языка. Предлагали создавать адаптационные лагеря и в ЛДПР.