"Деловой Петербург". Проблемы решают не call–центры

Автор фото: Беликов Валентин

Депутат парламента Петербурга Ирина Иванова - о том, как Смольный помогает малому бизнесу и о том, такая ли поддержка нужна.

До своего расформирования КЭРППиТ ежегодно тратил на программу поддержки предпринимательства 1–1,4 млрд рублей, щедро раздавая всевозможные субсидии и гранты и рапортуя о все возрастающем количестве новых малых предприятий. Правда, за последние 4 года раздачи денег вопрос об оценке эффективности таких мер почему–то возниктолько в 2013 году, с появлением отдельного профильного комитета. В прежние годы невнятные цифры отчетов о количестве опрограммленных бизнесменов вызывали, мягко говоря, непонимание: нам никто не смог сообщить, сколько из них живых, реально работающих предприятий–грантополучателей. И уж тем более никто не смог озвучить сумму дохода, который эти предприниматели принесли городу: сколько заплатили налогов, создали дополнительных рабочих мест. Сами же бизнесмены ясно давали понять: эффективность большинства программ была не просто нулевой, а скорее даже отрицательной. Поэтому решение нового руководства комитета о пересмотре программ поддержки малого предпринимательства породило надежду на улучшение.
Реально же объем финансирования резко сократился. Программа практически лишилась самых нужных своих разделов (например, субсидирование участия наших производителей в выставках). То ли от недостатка средств, то ли от иного понимания конечной цели программа в целом развернулась в сторону финансирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства: разных консультативных центров и предпринимательских домов, которые, кстати сказать, за прошедший период так и не смогли зарекомендовать себя как эффективные помощники бизнеса. Консультации, безусловно, нужны начинающим, чтобы понять сложный алгоритм взаимодействия предпринимателя с органами власти, но должна действовать и постоянная система оценки их результативности. Отчитываясь в 2012 году об исполнении предыдущей программы, представители КЭРППиТ сообщили нам, что за 4 года поддержку получили 288 тыс. предпринимателей. Но если это количество позвонивших в call–центр, то эффективность такой поддержки всем понятна. Мы прекрасно знаем, что, какие бы центры ни работали в городе, они не решили ни одной острой проблемы бизнеса. Так, например, за 7 лет не был решен вопрос присоединения к электроснабжению. 15 тыс. предпринимателей вынуждены хитрить, изворачиваться, незаконно подключаться к энергоснабжению, не говоря уже о том, какие счета они получают в последнее время. Но у предпринимателя не должно быть таких проблем. Он должен спокойно и честно работать, и создание условий для такой работы как раз и есть основной показатель эффективности поддержки.