Директор Международного валютного фонда Кристин Лагард приехала в Литву с официальным визитом. В интервью журналистам группы Bonnier она рассказала о том, что было сделано для преодоления финансового кризиса в еврозоне и что еще предстоит сделать.
- Когда Вы были кандидатом на пост руководителя МВФ, многие надеялись, что
ваша осведомленность в европейских финансовых делах поможет в решении
затянувшегося долгового кризиса. Как бы вы охарактеризовали свою работу по
борьбе с европейским кризисом в последние два года?
- Попытки преодолеть кризис еврозоны никогда не были простыми. И, как вы знаете, кризис продолжается уже шесть лет. Однако я считаю, что в последние годы на национальном и общеевропейском уровне было сделано многое. Доработка антикризисного фонда Европейского стабилизационного механизма, прогресс в восстановлении государственных бюджетов на национальном уровне и проведении структурных реформ, соглашения со странами по программам помощи, в которых участвовал МВФ, а также валютная политика ЕЦБ, в том числе общая схема по прямым денежным операциям — все это важные шаги, которые были сделаны в борьбе с кризисом.
Тем не менее, необходимо дальнейшее вмешательство. Мы в МВФ видим четыре первостепенные задачи для еврозоны: восстановить банковский баланс, закончить формирование банковского союза, поддерживать просьбы о помощи и настойчиво продвигать структурные реформы.
Но, конечно, то, что уже достигнуто — или не было достигнуто — это не результат работы одного человека или одной организации. Было вовлечено много организаций, включая МВФ, Европейскую комиссию, Европейский центральный банк и, конечно, государственные органы власти как индивидуально, так и совместно. Экономическое регулирование сложное и действительно требует некоторого времени — в особенности, когда несколько взаимосвязанных экономических систем предпринимают это регулирование одновременно. Важно, чтобы все игроки работали как одна команда и решительно проталкивали необходимые реформы.
На фото: министр финансов Франции Кристин Лагард.
- Важно ли то, что некоторые государства-члены еврозоны решили пережить
кризис "с грехом пополам", отложив решение важных вопросов, вместо того,
чтобы все-таки провести болезненные реформы? Играет ли при этом МВФ
роль "плохого полицейского" и получает ли критику в свой адрес?
- Я не думаю, что члены еврозоны решили пережить кризис "с грехом пополам". Страны, участвующие в антикризисных программах, приняли решительные меры для стабилизации своих экономических систем. Кроме того, были сделаны важные шаги к интеграции еврозоны. И, конечно, вы должны помнить, что в процесс принятия таких решений были вовлечены 17 правительств. В течение этого времени, МВФ в сотрудничестве с европейскими властями тесно работал с ними по вопросам стабилизации их экономических систем.
Как уже говорилось, нужно дальнейшее вмешательство. Но дело не в роли "плохого полицейского". На обсуждениях с коллегами необходимой политики, цель МВФ — прийти к соглашению о ряде политических мер, которые действительно будут работать. Больше всего успешность работы этих мер зависит от заинтересованности властей.
В конечном счете, наши задачи в Европе очевидны: закрепить полученные результаты и применять дальнейшие стратегические меры, чтобы восстановить рост и создать рабочие места, а также гарантировать стабильное продвижение.
- В силу врожденных различий в экономических системах государств-членов
еврозоны, может ли европейский кризис быть разрешен без учреждения
центрального органа с большими полномочиями и суверенитетом, чем у
некоторых участников еврозоны? Без чего-то, что некоторые участники ЕС
просто не примут?
- Я, конечно, полагаю, что потребность построить более тесный экономический союз есть. Не только для того, чтобы преодолеть кризис, но и для того, чтобы создать более сильные основы для роста и возможности для последующих поколений.
Что это включает в себя? Прежде всего, еврозона должна сделать решительный шаг к Банковскому союзу. К примеру, те перспективы развития, о которых в декабре прошлого года объявил совет ЕС, стали одним из таких шагов. Это изменит раздробленность в банковском секторе и поможет банкам твердо стоять на земле. Во-вторых, чтобы построить более устойчивый валютный союз, государства-члены еврозоны должны спланировать путь к большей финансовой интеграции.
- Сравнивая ситуацию с той, что была два года назад, как бы вы оценили —
являются ли сегодня периферийные страны Европы, по которым кризис
ударил особенно сильно, еще большим или, наоборот, меньшим источником
беспокойства? Реально ли еще ждать структурных изменений в управлении
бюджетными средствами, когда реформы отстают от графика?
- Мы достигли важных успехов в вопросах европейских периферийных государств и в общеевропейских стратегических действиях, которые помогли стабилизировать кризис. Конечно, в некоторых экономических системах все еще есть существенные трудности. Восстановление экономики остается слабым, безработица растет. Так что эти страны пока не могут ослабить свои усилия.
На финансовом поле важно за среднесрочный период восстановить здоровье государственных бюджетов как на периферии, так и в других странах еврозоны. Однако темп финансовой консолидации должен зависеть от обстоятельств в стране и внешних факторов — чтобы избежать чрезмерного и контрпродуктивного бремени для роста. Именно это мы наблюдали в недалеком прошлом — переоценку темпа финансовой консолидации. Главное — оставаться на верном пути, гарантировать финансовую стабильность и эффективность за среднесрочный период.
Ритис Стаселис, Verslo Zinios.